Одним из древнейших экспонатов в собрании Самарского художественного музея является жертвенный кубок цзюэ, датируемый II тысячелетием до н. э. Он относится к периоду правления династии Шан-Инь (с 1554 по 1046 год до нашей эры).
Бронзолитейное производство на протяжении II–I тысячелетий до н. э. (эпохи Шан-Инь и Чжоу, XI–III века до н. э.) оставалось ведущей ремесленной отраслью древнего Китая. Бронзовый сплав в то время считался драгоценным металлом, а изготовленные из него вещи составляли предметы роскоши, церемониальную и литургическую утварь, использовались в качестве погребального инвентаря знати, подношений храмам и подарков. Даже малообеспеченные семьи старались приобрести хотя бы несколько бронзовых сосудов, которые, став главными семейными ценностями, нередко передавались по наследству из поколения в поколение.
Ритуальные кубки цзюэ были широко распространены в Древнем Китае и чаще всего использовались для воды или вина. У этих сосудов весьма непростая конструкция — округлый, вытянутый по вертикали корпус, который покоится на трех длинных, плавно изгибающихся и расходящихся книзу ножках. Корпус завершается с одной стороны треугольным сливом, с другой — изогнутой широкой пластиной, под которой к центральной части прикреплена дугообразная ручка. Слив и пластина по своей конфигурации очень похожи на профильное изображение птичьего клюва и хвостика, а сам кубок напоминает фигуру стоящей птицы, вроде воробья. Этим объясняется его оригинальное терминологическое название: иероглиф цзюэ — в другом его произнесении цюэ — как раз и означает «воробей», «птаха». Помимо основной формы, «воробьиные кубки» исполнялись в других конструктивных вариантах: с корпусом и на четырех ножках, с одной ножкой, без ножек, с парными ручками-выступами (наподобие рожек), торчащими по бокам от пластины.
Кубок из музейной коллекции — классической формы. При своей простоте, что обусловлено временем создания, сосуд не лишен изящества; изгибы довольно тонких ножек и плавные формы тулова придают кубку особую утонченность.
Бронзолитейное производство на протяжении II–I тысячелетий до н. э. (эпохи Шан-Инь и Чжоу, XI–III века до н. э.) оставалось ведущей ремесленной отраслью древнего Китая. Бронзовый сплав в то время считался драгоценным металлом, а изготовленные из него вещи составляли предметы роскоши, церемониальную и литургическую утварь, использовались в качестве погребального инвентаря знати, подношений храмам и подарков. Даже малообеспеченные семьи старались приобрести хотя бы несколько бронзовых сосудов, которые, став главными семейными ценностями, нередко передавались по наследству из поколения в поколение.
Ритуальные кубки цзюэ были широко распространены в Древнем Китае и чаще всего использовались для воды или вина. У этих сосудов весьма непростая конструкция — округлый, вытянутый по вертикали корпус, который покоится на трех длинных, плавно изгибающихся и расходящихся книзу ножках. Корпус завершается с одной стороны треугольным сливом, с другой — изогнутой широкой пластиной, под которой к центральной части прикреплена дугообразная ручка. Слив и пластина по своей конфигурации очень похожи на профильное изображение птичьего клюва и хвостика, а сам кубок напоминает фигуру стоящей птицы, вроде воробья. Этим объясняется его оригинальное терминологическое название: иероглиф цзюэ — в другом его произнесении цюэ — как раз и означает «воробей», «птаха». Помимо основной формы, «воробьиные кубки» исполнялись в других конструктивных вариантах: с корпусом и на четырех ножках, с одной ножкой, без ножек, с парными ручками-выступами (наподобие рожек), торчащими по бокам от пластины.
Кубок из музейной коллекции — классической формы. При своей простоте, что обусловлено временем создания, сосуд не лишен изящества; изгибы довольно тонких ножек и плавные формы тулова придают кубку особую утонченность.