Памятники буддийского и ламаистского искусства поступили в Самарский областной художественный музей из коллекции российского востоковеда Алексея Матвеевича Позднеева.
Среди разнообразных изображений Будды Шакьямуни и бодхисаттв особого внимания заслуживает небольшая фигурка бодхисаттвы Авалокитешвары. «Бодхисаттва» буквально значит «живое существо (саттва)», которое стремится к просветлению (бодхи) и осуществляет практику альтруизма. Санскритское понятие «Авалокитешвара» означает одного из самых значимых божеств — Будду Сострадания, который представляет собой воплощение сострадательности всех будд и дарит милость всему сущему.
Значение имени можно понять, переведя каждый корень этого многосложного слова: «ава» — вниз; «локита» — смотрящий; «свара» — шум. Так, Авалокитешвара означает «наблюдающий за шумом внизу» или, более поэтично, «внимающий мирские звуки», «покровитель, взирающий сверху», «любящий взгляд». Под мирским звуком или шумом понимаются мольбы верующих, на которые бодхисаттва непременно отвечает и приходит на помощь.
Значение Авалокитешвары в философии буддизма сложно переоценить. Его почитают в числе важнейших божеств почти во всех школах, особенно в направлениях северного буддизма (то есть в тибетском буддизме и разных формах буддизма монгольских и тюркских народов). Согласно махаянской традиции Авалокитешвара дал обещание отказаться от собственного освобождения, пока не услышит все мольбы просящих и не поможет всему сущему достичь нирваны и вырваться из круговорота сансары.
Бодхисаттва может быть представлен на изображениях в 108 различных ипостасях: с двумя, четырьмя, восемью или даже тысячей рук, с одной или одиннадцатью головами, окрашенным в алый или белый, в одеянии монаха, сжимающим цветок лотоса — этот список можно продолжать еще долго.
В собрании Самарского музея представлен восьмирукий и одиннадцатиголовый бодхисаттва. Божество стоит на лотосе, немного разведя стопы врозь. У каждой из одиннадцати голов — третий глаз. Девять голов стоят в три линии, они разноцветные: белоснежные, бордовые и зеленые. Выше находится лицо Ваджрапани, выражающее гнев, на самом верху — Амитабха. Каждая ладонь выражает особый жест или сжимает свой предмет: круг сансары, четки, лук со стрелой, вазу, бутон лотоса.
Среди разнообразных изображений Будды Шакьямуни и бодхисаттв особого внимания заслуживает небольшая фигурка бодхисаттвы Авалокитешвары. «Бодхисаттва» буквально значит «живое существо (саттва)», которое стремится к просветлению (бодхи) и осуществляет практику альтруизма. Санскритское понятие «Авалокитешвара» означает одного из самых значимых божеств — Будду Сострадания, который представляет собой воплощение сострадательности всех будд и дарит милость всему сущему.
Значение имени можно понять, переведя каждый корень этого многосложного слова: «ава» — вниз; «локита» — смотрящий; «свара» — шум. Так, Авалокитешвара означает «наблюдающий за шумом внизу» или, более поэтично, «внимающий мирские звуки», «покровитель, взирающий сверху», «любящий взгляд». Под мирским звуком или шумом понимаются мольбы верующих, на которые бодхисаттва непременно отвечает и приходит на помощь.
Значение Авалокитешвары в философии буддизма сложно переоценить. Его почитают в числе важнейших божеств почти во всех школах, особенно в направлениях северного буддизма (то есть в тибетском буддизме и разных формах буддизма монгольских и тюркских народов). Согласно махаянской традиции Авалокитешвара дал обещание отказаться от собственного освобождения, пока не услышит все мольбы просящих и не поможет всему сущему достичь нирваны и вырваться из круговорота сансары.
Бодхисаттва может быть представлен на изображениях в 108 различных ипостасях: с двумя, четырьмя, восемью или даже тысячей рук, с одной или одиннадцатью головами, окрашенным в алый или белый, в одеянии монаха, сжимающим цветок лотоса — этот список можно продолжать еще долго.
В собрании Самарского музея представлен восьмирукий и одиннадцатиголовый бодхисаттва. Божество стоит на лотосе, немного разведя стопы врозь. У каждой из одиннадцати голов — третий глаз. Девять голов стоят в три линии, они разноцветные: белоснежные, бордовые и зеленые. Выше находится лицо Ваджрапани, выражающее гнев, на самом верху — Амитабха. Каждая ладонь выражает особый жест или сжимает свой предмет: круг сансары, четки, лук со стрелой, вазу, бутон лотоса.