Стекло — один из наиболее древних и универсальных материалов, используемых людьми. От множества других он отличается неизменностью технологии изготовления: если не считать специально разработанных видов, современное стекло принципиально не отличается от своих ранних образцов. В первую очередь это касается бутылочного стекла. Оно относится к более дешевым и менее чистым сортам из-за содержания силикатов железа (они придают зеленоватый цвет) и алюминия.
Мастер использовал для создания этого сосуда зеленое бутылочное пузырчатое стекло с непроваренными включениями.
Экспонат — пример гутного изделия: он изготовлен в технике свободного выдувания, без использования формы. Сосуды в виде зверей и птиц, выполненные в этой технике, отличаются особенной пластикой. Каждый предмет передает выразительный образ персонажа, не теряя и своего утилитарного назначения.
Предметы анималистической тематики составляют особый раздел в художественном стекольном деле России XVIII века, своеобразный «стеклянный фольклор».
Они не просто высоко ценились как украшение праздничного стола и были практичны, но и несли смысловую нагрузку. Изображение разных животных отсылало к языческим верованиям древних славян-земледельцев.
Сосуды в виде медведей (ведмиков) имели хождение на юге России. В украинских («черкасских») областях этот зверь считался символом плодовитости, его почитали как приносящего счастье. Образ медведя обязательно фигурировал в свадебных обрядах и ассоциировался с песнями, плясками, веселым застольем. Шуточная народная поговорка «побороть медведя» означала «опорожнить фляжку».
Фигурные сосуды-ведмики могли использоваться не только для напитков и как украшение праздника, но и в качестве лампадок-горелок. В старину такие светильники выполняли ритуальные функции.
Никольско-Бахметевский завод в XVIII веке ориентировался на запросы знатных покупателей. Это касалось не только высокого качества продукции, но и ее стиля, поэтому народные мотивы не привлекали мастеров.
Только в советское время на заводе «Красный гигант» было решено занять соответствующую нишу.
Мастер использовал для создания этого сосуда зеленое бутылочное пузырчатое стекло с непроваренными включениями.
Экспонат — пример гутного изделия: он изготовлен в технике свободного выдувания, без использования формы. Сосуды в виде зверей и птиц, выполненные в этой технике, отличаются особенной пластикой. Каждый предмет передает выразительный образ персонажа, не теряя и своего утилитарного назначения.
Предметы анималистической тематики составляют особый раздел в художественном стекольном деле России XVIII века, своеобразный «стеклянный фольклор».
Они не просто высоко ценились как украшение праздничного стола и были практичны, но и несли смысловую нагрузку. Изображение разных животных отсылало к языческим верованиям древних славян-земледельцев.
Сосуды в виде медведей (ведмиков) имели хождение на юге России. В украинских («черкасских») областях этот зверь считался символом плодовитости, его почитали как приносящего счастье. Образ медведя обязательно фигурировал в свадебных обрядах и ассоциировался с песнями, плясками, веселым застольем. Шуточная народная поговорка «побороть медведя» означала «опорожнить фляжку».
Фигурные сосуды-ведмики могли использоваться не только для напитков и как украшение праздника, но и в качестве лампадок-горелок. В старину такие светильники выполняли ритуальные функции.
Никольско-Бахметевский завод в XVIII веке ориентировался на запросы знатных покупателей. Это касалось не только высокого качества продукции, но и ее стиля, поэтому народные мотивы не привлекали мастеров.
Только в советское время на заводе «Красный гигант» было решено занять соответствующую нишу.