Серебряная солонка выполнена в форме поставца. Поставцами в России в старину называли закрытые шкафы, ларцы и короба, в которых держали посуду и лакомства. Почти до самого конца XVIII столетия поставцы разных видов и форм широко использовались в бытовой культуре всех сословий, а позже, до начала XX века, они служили мебелью и местом хранения продуктов и соли только в народной среде. Кроме того, поставцом также называли подсобный столик, на который ставили принесенные из кухни кушанья до подачи их к столу.
Поставцы обычно стояли в доме на видном месте, поэтому их всегда старались украсить росписью или резьбой. Особенно искусно оформляли те из них, в которых хранили и подавали к столу соль. В России традиционно гостя всегда встречали хлебом и солью, демонстрируя ему свое расположение и уважение. Поднося каравай хлеба с солонкой, подразумевали, что солонку можно будет оставить на память. Поэтому солонку называли «подносной».
Соль в народной культуре имела важное символическое значение, выполняла роль оберега, мерила времени и опыта («Пуд соли съесть»). Солонка, как и хлебница, обязательно входила в состав приданого девушки.
Во второй половине XIX века художники декоративного искусства и ювелиры обратили свое внимание на этот предмет. Особенно популярны были солонки-поставцы из серебра — их часто преподносили в подарок. Солонка-поставец, представленная в экспозиции, была выполнена неизвестной ювелирной мастерской в 1880-х годах по случаю чествования какого-то важного гостя. На внутренней поверхности крышки ювелир выгравировал фамилии всех дарителей.
Солонка украшена узором, выполненным в технике выемчатой эмали, широко использовавшейся ювелирами Древней Руси начиная с XI–XII веков. Узор на изделии сначала гравировался и вычеканивался, а в образовавшиеся углубления помещали эмальерную массу и нагревали. Эмаль плавилась и заполняла гравированные ячейки, поверхность изделия при этом оставалась гладкой.
Поставцы обычно стояли в доме на видном месте, поэтому их всегда старались украсить росписью или резьбой. Особенно искусно оформляли те из них, в которых хранили и подавали к столу соль. В России традиционно гостя всегда встречали хлебом и солью, демонстрируя ему свое расположение и уважение. Поднося каравай хлеба с солонкой, подразумевали, что солонку можно будет оставить на память. Поэтому солонку называли «подносной».
Соль в народной культуре имела важное символическое значение, выполняла роль оберега, мерила времени и опыта («Пуд соли съесть»). Солонка, как и хлебница, обязательно входила в состав приданого девушки.
Во второй половине XIX века художники декоративного искусства и ювелиры обратили свое внимание на этот предмет. Особенно популярны были солонки-поставцы из серебра — их часто преподносили в подарок. Солонка-поставец, представленная в экспозиции, была выполнена неизвестной ювелирной мастерской в 1880-х годах по случаю чествования какого-то важного гостя. На внутренней поверхности крышки ювелир выгравировал фамилии всех дарителей.
Солонка украшена узором, выполненным в технике выемчатой эмали, широко использовавшейся ювелирами Древней Руси начиная с XI–XII веков. Узор на изделии сначала гравировался и вычеканивался, а в образовавшиеся углубления помещали эмальерную массу и нагревали. Эмаль плавилась и заполняла гравированные ячейки, поверхность изделия при этом оставалась гладкой.