Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к древним языческим временам, когда люди наделяли самые разные предметы чудодейственными магическими свойствами.
Особое внимание уделялось украшению дома снаружи. Декорировали в первую очередь лицевую сторону дома, особенно окна. Наличники превратились в обереги для охраны жилища от злых духов, а еще их украшали узорами, которые должны были помочь «приманить» в дом благополучие, задобрить силы природы: плодородие, солнце и дождь.
В экспозиции представлен поволжский резной наличник светелочного окна. Поволжская резьба по дереву была известна по всей России. Одно из ее названий — корабельная. В XIX веке Поволжье было местом расцвета художественных ремесел и торговли. Ежегодно по Волге проходило до пяти тысяч деревянных судов, многие из которых были украшены резьбой.
Основным районом судостроения и корабельной резьбы было Среднее Поволжье. В села на берегах Волги стекалось множество плотников и резчиков из разных губерний Российской империи. Когда весной работы на верфях останавливались, плотники — мастера-корабельщики — занимались земледелием и брали заказы на украшение рельефной резьбой изб.
Светелочные наличники имели свои особенности. Они украшали окно под самой крышей дома. Крестьяне расширяли жилую площадь за счет верхнего этажа, где и устраивались светелки. Окон в такой комнате было больше, чем в других. Их чаще всего устраивали на женской половине дома, здесь обычно занимались рукоделием.
Форма наличника светелочного окна обычно повторяла в миниатюре фасад здания, с классическим треугольным фронтоном и фризом наверху, опирающимися на витые колонны, которые поддерживаются прямоугольным основанием наличника. Наличник богато украшен рельефной резьбой: можно увидеть изображения солнца, цветов, птиц — это традиционные образы русского декоративно-прикладного искусства.
В районе Поволжья «мода» на светелочные наличники так распространилась, что ими украшали дом вне зависимости от реального наличия светелки и большого окна. Например, иногда такой наличник украшал маленькое «слуховое» окно чердака.
Особое внимание уделялось украшению дома снаружи. Декорировали в первую очередь лицевую сторону дома, особенно окна. Наличники превратились в обереги для охраны жилища от злых духов, а еще их украшали узорами, которые должны были помочь «приманить» в дом благополучие, задобрить силы природы: плодородие, солнце и дождь.
В экспозиции представлен поволжский резной наличник светелочного окна. Поволжская резьба по дереву была известна по всей России. Одно из ее названий — корабельная. В XIX веке Поволжье было местом расцвета художественных ремесел и торговли. Ежегодно по Волге проходило до пяти тысяч деревянных судов, многие из которых были украшены резьбой.
Основным районом судостроения и корабельной резьбы было Среднее Поволжье. В села на берегах Волги стекалось множество плотников и резчиков из разных губерний Российской империи. Когда весной работы на верфях останавливались, плотники — мастера-корабельщики — занимались земледелием и брали заказы на украшение рельефной резьбой изб.
Светелочные наличники имели свои особенности. Они украшали окно под самой крышей дома. Крестьяне расширяли жилую площадь за счет верхнего этажа, где и устраивались светелки. Окон в такой комнате было больше, чем в других. Их чаще всего устраивали на женской половине дома, здесь обычно занимались рукоделием.
Форма наличника светелочного окна обычно повторяла в миниатюре фасад здания, с классическим треугольным фронтоном и фризом наверху, опирающимися на витые колонны, которые поддерживаются прямоугольным основанием наличника. Наличник богато украшен рельефной резьбой: можно увидеть изображения солнца, цветов, птиц — это традиционные образы русского декоративно-прикладного искусства.
В районе Поволжья «мода» на светелочные наличники так распространилась, что ими украшали дом вне зависимости от реального наличия светелки и большого окна. Например, иногда такой наличник украшал маленькое «слуховое» окно чердака.