Центральный персонаж повести «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула летит верхом на черте в Петербург, чтобы добыть своей возлюбленной Оксане расшитые золотом царские черевички. Мать главного героя по имени Солоха — ведьма. В ночь перед праздником она летает на метле и собирает в рукав звезды с небосвода. Вернувшись домой через трубу, женщина сбрасывает теплый кожух и превращается в пышнотелую украинскую красавицу.
К Солохе начинают приходить гости, и всех по очереди она прячет в мешки из-под угля, так как каждый визитер не хочет быть увиденным. Очередной посетитель — дьяк Осип Никифорович.
Церковный служитель начинает заигрывать с приветливой хозяйкой, но тут слышится стук в дверь. Илья Ефимович Репин запечатлел на своем полотне момент ухаживания лукавого дьяка за обаятельной красавицей.
Гоголевский текст послужил источником вдохновения для художника, но на его основе он создал самостоятельное произведение с хорошо понятным сюжетом. В центре композиции — образы Солохи и дьяка. Фигуры выдвинуты на передний план и привлекают внимание зрителя. Круглолицая, пышнотелая, широко улыбающаяся Солоха, картинно и кокетливо изогнувшись, игриво смотрит на дьяка. Тот же изображает наигранное смущение, прикрывая рукой лицо.
Репин предельно лаконичен. На картине нет мешков, в которых спрятаны незадачливые гости, и не видно никаких признаков того, что Солоха — ведьма. Для художника важны не хитросплетения сюжета, а жизнерадостность, легкость, игривость, с которыми воспринимает происходящее гоголевская героиня.
Живописец создает образы вполне реальных, осязаемых людей. Жесты и позы героев не оставляют никаких сомнений в происходящем и делают картину живой и динамичной. Фигуры вылеплены тщательными и одновременно выразительными мазками, поэтому кажутся объемными. Интерьеру украинской мазанки художник уделил минимум внимания, достаточно схематично изобразив на заднем плане стену с окном, стол и печь.
В Симферопольский художественный музей картина поступила в 1956 году из Дирекции художественных выставок и панорам МК СССР.