Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Симферопольский художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Солоха и дьяк

Репин И.Е.
Время создания
1926 год
Размер
45x53 см
45 х 53,5 см
Техника
холст, масло
4
Открыть в приложении
#11
Репин И.Е.
Солоха и дьяк
#12
Илья Ефимович Репин через всю жизнь пронес искреннюю любовь к творчеству Гоголя. В своих работах он не единожды обращался к образам из произведений писателя. Первыми иллюстрациями стали карандашные рисунки к «Запискам сумасшедшего», сделанные в 1870 году. В дальнейшем Репин создал целую серию картин по малороссийскому циклу Гоголя, которые, по мнению современников, поставили художника в один ряд с писателем по творческому размаху и юмору.

«Солоха и дьяк» — одна из последних работ мастера, написанных уже на склоне жизни. Картина датирована 1926 годом, когда Репину было уже за восемьдесят. Своеобразная иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» создана художником в его имении «Пенаты». После революции 1917 года граница между СССР и Финляндией прошла так, что дом Репина в местечке Куоккала оказался за пределами родной страны. В невольной эмиграции живописец вновь вернулся к ярким малороссийским образам любимого писателя.
#13
Центральный персонаж повести «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула летит верхом на черте в Петербург, чтобы добыть своей возлюбленной Оксане расшитые золотом царские черевички. Мать главного героя по имени Солоха — ведьма. В ночь перед праздником она летает на метле и собирает в рукав звезды с небосвода. Вернувшись домой через трубу, женщина сбрасывает теплый кожух и превращается в пышнотелую украинскую красавицу.

К Солохе начинают приходить гости, и всех по очереди она прячет в мешки из-под угля, так как каждый визитер не хочет быть увиденным. Очередной посетитель — дьяк Осип Никифорович. 

Церковный служитель начинает заигрывать с приветливой хозяйкой, но тут слышится стук в дверь. Илья Ефимович Репин запечатлел на своем полотне момент ухаживания лукавого дьяка за обаятельной красавицей.

Гоголевский текст послужил источником вдохновения для художника, но на его основе он создал самостоятельное произведение с хорошо понятным сюжетом. В центре композиции — образы Солохи и дьяка. Фигуры выдвинуты на передний план и привлекают внимание зрителя. Круглолицая, пышнотелая, широко улыбающаяся Солоха, картинно и кокетливо изогнувшись, игриво смотрит на дьяка. Тот же изображает наигранное смущение, прикрывая рукой лицо.

Репин предельно лаконичен. На картине нет мешков, в которых спрятаны незадачливые гости, и не видно никаких признаков того, что Солоха — ведьма. Для художника важны не хитросплетения сюжета, а жизнерадостность, легкость, игривость, с которыми воспринимает происходящее гоголевская героиня.

Живописец создает образы вполне реальных, осязаемых людей. Жесты и позы героев не оставляют никаких сомнений в происходящем и делают картину живой и динамичной. Фигуры вылеплены тщательными и одновременно выразительными мазками, поэтому кажутся объемными. Интерьеру украинской мазанки художник уделил минимум внимания, достаточно схематично изобразив на заднем плане стену с окном, стол и печь.

В Симферопольский художественный музей картина поступила в 1956 году из Дирекции художественных выставок и панорам МК СССР.
#14
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Солоха и дьяк

Репин И.Е.
Время создания
1926 год
Размер
45x53 см
45 х 53,5 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%