По приказу Александра III в 1893 году в Академии художеств были проведены необходимые реформы. Император повелел переменить систему обучения и пригласить на роль преподавателей передвижников. Были созданы личные мастерские, работать в которых начали Илья Ефимович Репин, Архип Иванович Куинджи, Иван Иванович Шишкин и другие знаменитые художники. Илья Ефимович преподавал в мастерской до 1907 года и два года выполнял обязанности ректора академии.
Сам живописец поступил в нее не сразу. При первой попытке он услышал, что не владеет тушевкой. Неудача огорчила 19-летнего Илью Репина, но он не сдался, а устроился в рисовальную школу, где быстро стал лучшим. Повторный визит в академию завершился успешно, но художник всегда помнил о провале и старался оберегать своих учеников от разочарований.
У него не было жесткой системы обучения студентов, он предпочитал демонстрировать будущим живописцам конкретные примеры. Часто художник садился за мольберт в своей мастерской и писал с натуры рядом с учениками. Тогда все выстраивались за спиной мастера и наблюдали за его работой.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева, ставшая позже известным пейзажистом, вспоминала о таких занятиях. По ее словам, Илья Репин не просто рисовал, а «одухотворял полотно так, что наблюдатели не видели ни холста, ни красок — лишь живую натуру».
Так была создана и «Натурщица» — яркий пример учебной постановки Ильи Ефимовича Репина во время его работы в мастерской Академии художеств. Написание этой картины за очень сжатые сроки без предварительной прорисовки красноречиво говорит о мастерстве художника. Это большое и сложное полотно передает освещение, пространство, пушистость волос модели, к которым хочется прикоснуться, и фактуру ковра. Этюд можно увидеть на снимке мастерской, сделанном в 1897–1898 годах.
Сам живописец поступил в нее не сразу. При первой попытке он услышал, что не владеет тушевкой. Неудача огорчила 19-летнего Илью Репина, но он не сдался, а устроился в рисовальную школу, где быстро стал лучшим. Повторный визит в академию завершился успешно, но художник всегда помнил о провале и старался оберегать своих учеников от разочарований.
У него не было жесткой системы обучения студентов, он предпочитал демонстрировать будущим живописцам конкретные примеры. Часто художник садился за мольберт в своей мастерской и писал с натуры рядом с учениками. Тогда все выстраивались за спиной мастера и наблюдали за его работой.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева, ставшая позже известным пейзажистом, вспоминала о таких занятиях. По ее словам, Илья Репин не просто рисовал, а «одухотворял полотно так, что наблюдатели не видели ни холста, ни красок — лишь живую натуру».
Так была создана и «Натурщица» — яркий пример учебной постановки Ильи Ефимовича Репина во время его работы в мастерской Академии художеств. Написание этой картины за очень сжатые сроки без предварительной прорисовки красноречиво говорит о мастерстве художника. Это большое и сложное полотно передает освещение, пространство, пушистость волос модели, к которым хочется прикоснуться, и фактуру ковра. Этюд можно увидеть на снимке мастерской, сделанном в 1897–1898 годах.