В коллекции картинной галереи Волжского представлена работа Серафима Зверева «Солнечный луг», которую художник написал в середине XX века. У этого многослойного пейзажа необычный узкий формат, напоминающий панораму, — всего девять сантиметров в высоту.
На картине Зверев изобразил луг со множеством распустившихся цветов. Чуть поодаль виднеется желтеющее поле с ярко-зеленым мысом другого луга, растения на котором еще не зацвели. На этом поле стоят одиночные деревья с пышными кронами. На дальнем плане темнеет густая лесополоса. Залитый солнечным светом летний пейзаж дополняет неяркое голубое небо с полупрозрачными облаками.
Линия горизонта в этой работе становится структурным стержнем, на котором держится композиционное и колористическое равновесие картины. Зверев сделал эту линию и смысловой осью пейзажа, которая сочетает в себе два противоположных эффекта — создает у зрителя ощущение бесконечного удаления за пределы горизонта и одновременно с этим бесконечного приближения.
Средний план на картине художник отсчитал от горизонта, а не от середины холста. Во многих ранних пейзажах-этюдах Зверев нарочно не обозначал передний план: так он добивался максимального обобщения и однородности пространства.
Серафим Зверев был живописцем, графиком, автором мозаик и талантливым копиистом. Он выполнил мозаичное панно на станции метро «Комсомольская Кольцевая», делал картоны для мозаик в актовом зале МГУ и в высотном здании на площади Восстания, создал для нового здания МГУ станковые портреты ученых: физика-теоретика Николая Умова, геолога Василия Докучаева и других.
Но самым любимым жанром Зверева всегда был пейзаж. К 1960-м годам у художника сложилась определенная система работы. Он выезжал на натуру: в Крым, в Сибирь, на Урал или в Подмосковье, — а потом годами обрабатывал в мастерской привезенные этюды и карандашные зарисовки. Каждую зарисовку он рассматривал как эскиз для пейзажной композиции.
Серафим Зверев писал картины до самой смерти, под конец жизни он практически не выходил из дома и передвигался на коляске. Зверев умер в 1979 году в Москве. В его бумагах нашли листок, на котором художник написал:
На картине Зверев изобразил луг со множеством распустившихся цветов. Чуть поодаль виднеется желтеющее поле с ярко-зеленым мысом другого луга, растения на котором еще не зацвели. На этом поле стоят одиночные деревья с пышными кронами. На дальнем плане темнеет густая лесополоса. Залитый солнечным светом летний пейзаж дополняет неяркое голубое небо с полупрозрачными облаками.
Линия горизонта в этой работе становится структурным стержнем, на котором держится композиционное и колористическое равновесие картины. Зверев сделал эту линию и смысловой осью пейзажа, которая сочетает в себе два противоположных эффекта — создает у зрителя ощущение бесконечного удаления за пределы горизонта и одновременно с этим бесконечного приближения.
Средний план на картине художник отсчитал от горизонта, а не от середины холста. Во многих ранних пейзажах-этюдах Зверев нарочно не обозначал передний план: так он добивался максимального обобщения и однородности пространства.
Серафим Зверев был живописцем, графиком, автором мозаик и талантливым копиистом. Он выполнил мозаичное панно на станции метро «Комсомольская Кольцевая», делал картоны для мозаик в актовом зале МГУ и в высотном здании на площади Восстания, создал для нового здания МГУ станковые портреты ученых: физика-теоретика Николая Умова, геолога Василия Докучаева и других.
Но самым любимым жанром Зверева всегда был пейзаж. К 1960-м годам у художника сложилась определенная система работы. Он выезжал на натуру: в Крым, в Сибирь, на Урал или в Подмосковье, — а потом годами обрабатывал в мастерской привезенные этюды и карандашные зарисовки. Каждую зарисовку он рассматривал как эскиз для пейзажной композиции.
Серафим Зверев писал картины до самой смерти, под конец жизни он практически не выходил из дома и передвигался на коляске. Зверев умер в 1979 году в Москве. В его бумагах нашли листок, на котором художник написал: