Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Вечные ценности. Классическое искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Спор о земле

Время создания
1870-е годы
Размер
80,5x115,5 см
Техника
холст, масло
3
Открыть в приложении
#2
Пётр Соколов родился в семье выдающегося акварелиста — назвали его в честь отца, так что они стали полными тезками. Дядей мальчика был великий Карл Брюллов, именно по его настоянию тот поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Соколов стал не только мастером акварели, иллюстратором произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова и Толстого, но и прославленным живописцем виртуозных охотничьих сцен и картин из народной жизни.

В 1860-е годы, в пору революционной ситуации в России, художники осознали необходимость приближения искусства к жизни народа. В противовес академизму с его религиозными и мифологическими сюжетами и «идиллическими жанрами» они обратились к реалистическому изображению самой жизни, к критике и обличению социального неравенства. Бытовой жанр, считавшийся раньше низким, стал ведущим: он давал возможность рассказать о жизни угнетенных и пробудить общественное сознание.

Картина Петра Соколова «Спор о земле» посвящена русскому крестьянству послереформенного периода. Реформа 1861 года отменила крепостное право, но не облегчила жизнь народа. За пользование выделенной землей, часто негодной, нужно было платить — своим трудом или деньгами. Крестьяне не имели права отказаться от нее в течение девяти лет — многим это принесло только новые трудности. Герои картины Соколова пришли на барский двор защитить свои интересы. Но встретил их не сам помещик, а его управляющий. По его виду и жесту понятно, что он не сочувствует просителям и будет отстаивать интересы хозяина.

Изображая крестьян, художник подчеркивает их пассивность и еще не пробудившееся гражданское сознание — он показывает, что в спор решается вступить только один. Самый активный участник делегации выделен красноречивым жестом, по натуре он — бунтарь, потому что единственный из крестьян не снял шапку.

Главные особенности полотна — его повествовательность, прямолинейность и обличительно-демонстрационный стиль в трактовке сюжета. Картина может вызвать ассоциацию со знаменитым стихотворением Некрасова «Размышление у парадного подъезда»: 

«Назови мне такую обитель, 
Я такого угла не видал, 
Где бы сеятель твой и хранитель, 
Где бы русский мужик не стонал?».
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Спор о земле

Время создания
1870-е годы
Размер
80,5x115,5 см
Техника
холст, масло
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%