Геолог Сергей Обручев писал в книге «По горам и тундрам Чукотки», что «Влезть в полог [укрытие для сна] со снегом на одежде — это совершить бестактность, худшую, чем войти в грязных калошах в культурный дом».
Пологом называется внутренняя, спальная часть яранги, утепленный шатер, сшитый из шкур, который отапливали и освещали посредством жировой лампы. В отличие от холодной внешней части жилища (чоттагина, где хранят одежду и соленья), полог предназначался для максимального сохранения тепла и не проветривался. Шкуры за ночь сильно отсыревали от человеческого дыхания и испарений тел, и дополнительно приносить в полог влагу от снега и инея было недопустимо.
Именно поэтому в зимние месяцы хозяйкам приходилось каждое утро вымораживать полог на снегу один-два часа, выбивать колотушками, а затем просушивать на дереве или прямо на земле. При входе же во внутренний шатер необходимо было тщательно обивать снег с одежды и обуви.
Колотушка-снеговыбивалка состоит из ручки и длинной заостренной лопасти наподобие лезвия меча. Чаще всего эти приспособления изготавливали из лиственницы — твердого, прочного материала, который не впитывает влагу и не подвергается порче. Это дерево считается символом долговечности.
На поверхности снеговыбивалки прорезали отверстие-«глаз», благодаря которому колотушка удобно подвешивалась к поясу.
В процессе использования инструмент поднимали высоко над головой и с силой ударяли им по расстеленной одежде или шкуре, меняя правую и левую руки. «Поэтому вечером , — писал этнограф Владимир Германович Богораз, — <…> все стойбище [с полчаса] оглашалось короткими ударами колотушек, обивающих одежду».
Мечевидные колотушки для одежды и пологов считались женским атрибутом. Мужские снеговыбивалки делали более массивными, в виде лопатки с выгнутой лопастью и рукоятью. Такие лопатки подходили не только для выколачивания нартовых сидений, но и для того, чтобы раскапывать снег при установке ловушек или оценке мест для пастбища.
Обычно длина выбивалки колеблется между 50–70 сантиметрами — в зависимости от роста владельца, длины его рук и оптимальной амплитуды движения.
Экспонат поступил в музей от жителя Тюмени Рахимова Р.Х.