Сколок — это схема узора, по которой выплетается кружево. В Калязине некоторые мастерицы сколки для себя готовили сами, поскольку умение составлять новый рисунок было редким талантом. Для изготовления сколка брали плотную белую бумагу, в которую оборачивали сахарную голову. Софья Александровна Давыдова сообщала, что в 1890-е годы в калязинских лавках появилась гладкая, довольно толстая бумага, вроде картона, палевого и светло-серого цвета. Многие кружевницы охотно использовали её для сколков.
Плетение кружев было основным источником дохода калязинских мещанок, об этом красноречиво свидетельствует численность мастериц — в конце XIX века их насчитывалось более 2000 при общей численности городского населения в 1885 году менее 8000 человек. Изготовление сколков было дополнительным приработком для кружевниц. Некоторые мастерицы самостоятельно составляли новый узор. Другие же копировали сколки, предоставленные им скупщицами, подкладывая дополнительный лист бумаги под готовый сколок. Потом второй экземпляр продавали на рынке. Сколки с новыми интересными узорами ценились выше, чем выплетенное по ним кружево.
Материал для плетения и сколки кружевницам предоставляли скупщицы, которые затем сбывали свой изящный товар в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Там они видели большие склады с образцами кружев со всей России, и самые интересные и востребованные среди покупателей узоры привозили в Калязин. Таким образом, калязинские кружевницы изменяли характер старинных местных узоров, подражая наиболее модным и востребованным в данный момент образцам. Некоторые калязинские кружевницы были настоящими «артистками» — они могли не только повторить узор образца, предоставленного торговкой, но и усовершенствовать, усложнить его. Особо одарённые плетеи могли составлять сколки по любому рисунку, даже не кружевному, например, по морозному узору на окнах или вышивке.
Плетение кружев было основным источником дохода калязинских мещанок, об этом красноречиво свидетельствует численность мастериц — в конце XIX века их насчитывалось более 2000 при общей численности городского населения в 1885 году менее 8000 человек. Изготовление сколков было дополнительным приработком для кружевниц. Некоторые мастерицы самостоятельно составляли новый узор. Другие же копировали сколки, предоставленные им скупщицами, подкладывая дополнительный лист бумаги под готовый сколок. Потом второй экземпляр продавали на рынке. Сколки с новыми интересными узорами ценились выше, чем выплетенное по ним кружево.
Материал для плетения и сколки кружевницам предоставляли скупщицы, которые затем сбывали свой изящный товар в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах. Там они видели большие склады с образцами кружев со всей России, и самые интересные и востребованные среди покупателей узоры привозили в Калязин. Таким образом, калязинские кружевницы изменяли характер старинных местных узоров, подражая наиболее модным и востребованным в данный момент образцам. Некоторые калязинские кружевницы были настоящими «артистками» — они могли не только повторить узор образца, предоставленного торговкой, но и усовершенствовать, усложнить его. Особо одарённые плетеи могли составлять сколки по любому рисунку, даже не кружевному, например, по морозному узору на окнах или вышивке.