Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Красота и польза»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Епитрахиль

Время создания
конец XVIII века
Размер
141x29 см
Техника
шелк, нить металлическая, шитье золотное
Коллекция
Музей тверского быта
0
Открыть в приложении
#2
Епитрахиль (от греческого ἐπιτραχήλιον, что значит «облачение, находящееся на шее») — часть облачения священнослужителя, символ благодатных дарований священника именно как служителя Церкви, без неё священник не имеет права священнодействовать, то есть совершать Таинства. Епитрахиль состоит из двух полос материи, соединенных между собой в определённых местах.
Священник возлагает епитрахиль на голову кающегося во время чтения разрешительной молитвы в конце исповеди. В крайних обстоятельствах вместо епитрахили может использовать любой длинный кусок материи, верёвки или полотенце, которое благословили особой молитвой.
 
Епитрахиль, экспонируемая в Музее тверского быта, происходит из Калязинского Свято-Троицкого Макарьева монастыря. Эта обитель была основана в XV веке и до начала ХХ века была крупнейшим монастырём на верхней Волге и одним из самых значимых и уважаемых во всей стране. В начале ХХ века Макарьев монастырь разделил горькую судьбу многих православных святынь. В 1919 году рака с мощами преподобного Макария Кализинского была вскрыта, а в следующем году закрыт монастырь. Имущество обители — иконы, облачения священнослужителей, церковная утварь и библиотека — спас от разграбления и уничтожения Иван Фёдорович Никольский — основатель Калязинского краеведческого музея. До 1940 года музей размещался на территории монастыря, но в период строительства Угличского водохранилища монастырская территория, как и вся старая часть города Калязина, оказалась в зоне затопления. Старинные каменные постройки были разобраны, уникальные старинные фрески удалось снять и перевезти в Москву в Музей Академии архитектуры СССР (ныне — Музей Архитектуры имени А. В. Щусева.)

#4

Шитьё золотной канителью

#6
Благолепие священнического одеяния объясняется библейской традицией. Господь повелел Моисею:
#7
И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия <…> Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червлёной шерсти, и виссона…
Исх. 28:2,5
#5
Роскошь церковных облачений была унаследована Русью вслед за принятием христианства греческого (византийского) образца. По сей день для пошива праздничного облачения используются дорогостоящие ткани — парча, шёлк, бархат. Одним из наиболее распространённых способов декорирования не только церковных одежд, но и таких богослужебных предметов как плащаницы, покрова, воздухи, была и остаётся вышивка золотной и серебряной канителью. Кроме того, золотное шитьё применялось и при украшении традиционного русского костюма — как аристократического, так и простонародного.
 
Золотное шитьё получило широкое распространение в конце XVI века. На тверских землях центром золотошвейного ремесла был город Торжок, в котором этот промысел процветает до сих пор. Новоторжские мещанки расшивали золотом и серебром различные элементы народного костюма: девичьи повязки и женские головные уборы, сарафаны и душегреи, шугаи и пояса, туфли и сапожки. Значительную часть заказов составляли шитые драгоценной канителью парадные мундиры военных и гражданских чиновников.
 
Декоративность и изящество золотной вышивки обуславливалось не только многообразием швов, фантазией и искусностью мастериц, но и разнообразием применяемого материала. Канительная проволока производилась различного сечения — круглого, прямоугольного или треугольного. Плетение проволоки могло быть многоуровневым ребристым или ажурным фигурным. В зависимости от особенностей рисунка мастерицей применялись разные по цвету, фактуре или жёсткости виды канители. Граненая канитель, вырабатывавшаяся из проволоки с треугольным сечением, называлась «трунцал». Жёсткая канитель в растянутом виде создавала эффект тонкой жемчужной нити, поэтому ее называли «жемчужной». Золотная вышивка дополнялась жемчугом, бисером, пайетками, разнообразными шнурами.
 
Первоначально золотные нити в Россию привозили с Востока, но в XVII веке возникло и собственное производство в придворных мастерских. В XVIII веке в период бурного роста отечественной промышленности появилось несколько волочильных и сусальных производств. В 1785 году Семён Алексеев основал фабрику «волочённого и плащённого золота и серебра», ставшую в XIX веке самым крупным российским золотоканительным производством.
 
Изготовление канители — долгий, сложный и трудоёмкий процесс. При ручном производстве мастер раскалял кусок золота или серебра и клещами вытягивал проволоку, которую протаскивал через отверстия в волочильной доске. Затем проволоку остужали и снова раскаляли, чтобы она легче проходила через отверстия меньшего диаметра. Эту процедуру повторяли несколько раз до получения проволоки необходимой толщины. Далее получившуюся проволоку накручивали на стержень для получения спиралевидной нити. Готовая канитель слегка пружинила, что создавало красивые переливы металла.
читать дальшескрыть

Епитрахиль

Время создания
конец XVIII века
Размер
141x29 см
Техника
шелк, нить металлическая, шитье золотное
Коллекция
Музей тверского быта
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%