Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Народное искусство в Русском музее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Ковш-скобкарь

Время создания
XIX век
Место создания
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Пермогорье
Размер
29,7x51,5x27,3 см
Техника
дерево, долбление, роспись полихромная
3
Открыть в приложении
#2
Скобкарь (скопкарь) — деревянный ковш с двумя ручками. Часто по своей форме напоминал ладью или водоплавающую птицу. Точное происхождение названия неизвестно, но связывается разными специалистами с устаревшими названиями техники долбления, а также с названием части дерева, из которого изготавливался. Форма ковша-скобкаря в виде водоплавающей птицы традиционна для деревянной посуды народов, населявших обширные территории богатой лесами России.

Тулово этого уникального памятника украшено геометрическим и растительным орнаментами, в основе которых — переплетение завитков с копьевидными листьями и цветами на белом фоне. Роспись выполнена в графической манере. Сочетание красного, желтого и зеленого цветов в черной обводке-контуре традиционно для самого древнего, по мнению специалистов, северодвинского центра росписи — Пермогорья.

Пермогорская роспись получила свое название, ставшее научным термином в области народного искусства, по географическому происхождению — по названию существующей и сейчас пристани на Северной Двине. В примыкавших к ней населенных пунктах расписывали прялки и деревянную посуду: ковши, кружки, туеса, лукошки, чаши-братины.

Кроме традиционного растительного и геометрического орнаментов, пермогорские мастера активно вводили в декоративное оформление предметов крестьянской утвари разнообразные жанровые сцены. Наиболее популярными среди них были чаепития и посиделки. Большим разнообразием жанровых изображений характеризуется творчество крестьянского художника Якова Ярыгина — одного из лучших мастеров первой половины — середины XIX века. По мнению специалистов, украшая росписью деревянную утварь, он одновременно иллюстрировал события своей собственной жизни.

Пермогорская роспись была открыта в середине XX столетия. В результате экспедиционных исследований крупнейшими музеями страны (Загорским музеем-заповедником, Государственным историческим музеем, Государственным Русским музеем) произошло научное выделение среди белофонных графических росписей Северной Двины отдельных центров, и в том числе Пермогорья. Тогда же стали известны и имена представителей целых династий народных художников: Ярыгиных, Хрипуновых и Мишариных.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Ковш-скобкарь

Время создания
XIX век
Место создания
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Пермогорье
Размер
29,7x51,5x27,3 см
Техника
дерево, долбление, роспись полихромная
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%