Скобкарь (скопкарь) — деревянный ковш с двумя ручками. Часто по своей форме напоминал ладью или водоплавающую птицу. Точное происхождение названия неизвестно, но связывается разными специалистами с устаревшими названиями техники долбления, а также с названием части дерева, из которого изготавливался. Форма ковша-скобкаря в виде водоплавающей птицы традиционна для деревянной посуды народов, населявших обширные территории богатой лесами России.
Тулово этого уникального памятника украшено геометрическим и растительным орнаментами, в основе которых — переплетение завитков с копьевидными листьями и цветами на белом фоне. Роспись выполнена в графической манере. Сочетание красного, желтого и зеленого цветов в черной обводке-контуре традиционно для самого древнего, по мнению специалистов, северодвинского центра росписи — Пермогорья.
Пермогорская роспись получила свое название, ставшее научным термином в области народного искусства, по географическому происхождению — по названию существующей и сейчас пристани на Северной Двине. В примыкавших к ней населенных пунктах расписывали прялки и деревянную посуду: ковши, кружки, туеса, лукошки, чаши-братины.
Кроме традиционного растительного и геометрического орнаментов, пермогорские мастера активно вводили в декоративное оформление предметов крестьянской утвари разнообразные жанровые сцены. Наиболее популярными среди них были чаепития и посиделки. Большим разнообразием жанровых изображений характеризуется творчество крестьянского художника Якова Ярыгина — одного из лучших мастеров первой половины — середины XIX века. По мнению специалистов, украшая росписью деревянную утварь, он одновременно иллюстрировал события своей собственной жизни.
Пермогорская роспись была открыта в середине XX столетия. В результате экспедиционных исследований крупнейшими музеями страны (Загорским музеем-заповедником, Государственным историческим музеем, Государственным Русским музеем) произошло научное выделение среди белофонных графических росписей Северной Двины отдельных центров, и в том числе Пермогорья. Тогда же стали известны и имена представителей целых династий народных художников: Ярыгиных, Хрипуновых и Мишариных.
Тулово этого уникального памятника украшено геометрическим и растительным орнаментами, в основе которых — переплетение завитков с копьевидными листьями и цветами на белом фоне. Роспись выполнена в графической манере. Сочетание красного, желтого и зеленого цветов в черной обводке-контуре традиционно для самого древнего, по мнению специалистов, северодвинского центра росписи — Пермогорья.
Пермогорская роспись получила свое название, ставшее научным термином в области народного искусства, по географическому происхождению — по названию существующей и сейчас пристани на Северной Двине. В примыкавших к ней населенных пунктах расписывали прялки и деревянную посуду: ковши, кружки, туеса, лукошки, чаши-братины.
Кроме традиционного растительного и геометрического орнаментов, пермогорские мастера активно вводили в декоративное оформление предметов крестьянской утвари разнообразные жанровые сцены. Наиболее популярными среди них были чаепития и посиделки. Большим разнообразием жанровых изображений характеризуется творчество крестьянского художника Якова Ярыгина — одного из лучших мастеров первой половины — середины XIX века. По мнению специалистов, украшая росписью деревянную утварь, он одновременно иллюстрировал события своей собственной жизни.
Пермогорская роспись была открыта в середине XX столетия. В результате экспедиционных исследований крупнейшими музеями страны (Загорским музеем-заповедником, Государственным историческим музеем, Государственным Русским музеем) произошло научное выделение среди белофонных графических росписей Северной Двины отдельных центров, и в том числе Пермогорья. Тогда же стали известны и имена представителей целых династий народных художников: Ярыгиных, Хрипуновых и Мишариных.