В собрании народного искусства Русского музея хранится уникальная коллекция предметов конской упряжи — крестьянские дуги. Некоторые из них участвовали в крупнейших всероссийских и зарубежных кустарно-промышленных выставках, в том числе в Париже, на Международной выставке 1900 года. Те, что представлены в экспозиции Русского музея, датируются серединой и второй половиной XIX века и происходят из районов Русского Севера и из Рязанской губернии. Северные дуги были привезены в 1960-е годы экспедицией Отдела народного искусства в Архангельскую область. Одна из них расписана, вероятно, представителями известной северодвинской династии народных мастеров Амосовых из Борка.
Глава семьи Матвей Гаврилович Амосов (1833 — 1900) — крестьянский мастер росписи, получившей распространение в XIX и первых десятилетиях XX века в деревнях вокруг древнего поселения Борок Шенкурского уезда Архангельской губернии. Своими истоками искусство росписи этого центра связано с рукописной книжной традицией. Пятеро детей Матвея Гавриловича Амосова учились у отца и известны как талантливые народные художники. Предметы крестьянского быта, декорированные мастерами семьи Амосовых: прялки, санки, грабли, дуги — являются классическими образцами традиционной борецкой росписи.
Считается, что дуги в России возникли в качестве своеобразного амортизатора, смягчавшего тряску во время поездки по плохим дорогам. В Западной Европе они не были широко известны. Дуги могли быть как тонкие ямщицкие городские, так и крестьянские, крупные по размеру и тяжелые, предназначенные для сельскохозяйственных работ. В экспозиции народного искусства Русского музея демонстрируются удивительные по красоте свадебные дуги. Они декорированы раскрашенной геометрической резьбой с виноградными гроздьями, цветочными росписями и написанными по трафарету львами.
Изготовление дуг — процесс непростой. Дерево должно было быть гибким и прочным. Для этого больше всего подходили вяз, береза, орех и некоторые другие породы. Их оптом развозили по базарам. Еще не декорированные или орнаментированные только резьбой дуги раскупали и отдавали украшать известным в округе резчикам и мастерам росписи. Стоило это недешево, такая дуга становилась предметом гордости, и нередко имя владельца вместе с датой приобретения писали на ребре дуги. Так, на дуге с Северной Двины на ребре сохранилась надпись с датой (1886 год) и именем владельца — «крестьянина Ивана Тимофеева Осокина».
Глава семьи Матвей Гаврилович Амосов (1833 — 1900) — крестьянский мастер росписи, получившей распространение в XIX и первых десятилетиях XX века в деревнях вокруг древнего поселения Борок Шенкурского уезда Архангельской губернии. Своими истоками искусство росписи этого центра связано с рукописной книжной традицией. Пятеро детей Матвея Гавриловича Амосова учились у отца и известны как талантливые народные художники. Предметы крестьянского быта, декорированные мастерами семьи Амосовых: прялки, санки, грабли, дуги — являются классическими образцами традиционной борецкой росписи.
Считается, что дуги в России возникли в качестве своеобразного амортизатора, смягчавшего тряску во время поездки по плохим дорогам. В Западной Европе они не были широко известны. Дуги могли быть как тонкие ямщицкие городские, так и крестьянские, крупные по размеру и тяжелые, предназначенные для сельскохозяйственных работ. В экспозиции народного искусства Русского музея демонстрируются удивительные по красоте свадебные дуги. Они декорированы раскрашенной геометрической резьбой с виноградными гроздьями, цветочными росписями и написанными по трафарету львами.
Изготовление дуг — процесс непростой. Дерево должно было быть гибким и прочным. Для этого больше всего подходили вяз, береза, орех и некоторые другие породы. Их оптом развозили по базарам. Еще не декорированные или орнаментированные только резьбой дуги раскупали и отдавали украшать известным в округе резчикам и мастерам росписи. Стоило это недешево, такая дуга становилась предметом гордости, и нередко имя владельца вместе с датой приобретения писали на ребре дуги. Так, на дуге с Северной Двины на ребре сохранилась надпись с датой (1886 год) и именем владельца — «крестьянина Ивана Тимофеева Осокина».