В деревнях на реке Пижма бытовала традиция рукописной книги, множество жителей владело мастерством каллиграфии. Это отражалось и в миниатюрных орнаментах росписи местных произведений искусства и бытовых предметов: чашек, ложек, грабель, рубелей и прочих. Самыми дорогостоящими произведениями были, конечно же, ружья. Так как практически каждое из них обладало пространной надписью, ложи к стволам создавали наиболее искусные и грамотные мастера. Стволы приобретали на ярмарках и очень берегли. Когда ложа ружья изнашивалась, для ствола делали новую.
На экспозиции народного искусства Русского музея представлено искусно расписанное кремневое ружье мастера-охотника Осипа Сергеевича Аншукова. Хотя автор жил и работал в деревне Скитской на реке Пижма, ружья его были известны далеко за пределами деревни. Ведь только Осип Аншуков использовал в своей работе большое количество красок: оранжевую, зеленую, розовую, красную, белую, желтую и другие. Мелкие узоры и завитки, покрывающие березовую ложу, были выполнены крохотной кистью и тончайшим пером. А ведь на момент создания ружья мастеру было уже за 70 лет.
Множеством скобочек, треугольничков, кружков покрыты приклад и цевье. Поверхность вертикальными мазками разделена на сектора, в каждом из которых мастер поместил стилизованное изображение лилии. Этот цветок по-старинному называли «крин цветущий».
Несмотря на старинную конструкцию, самодельный кремневый замок, форму ствола, ружье было изготовлено относительно недавно — в 1915 году. Мастера Печоры и Пижмы по традиции сохраняли у прикладов своих произведений форму, используемую в огнестрельном оружии XVII века. Такие ружья долгое время использовались охотниками Русского Севера и Сибири в связи с высокой стоимостью оружия казенных заводов. Тем не менее даже такой старой конструкции было достаточно, чтобы успешно добывать птиц, куниц, белок, а порой и медведей. Несмотря на внушительный вес, ружье обладало метким боем и позволяло попасть в голову птице или белке с расстояния в 60 шагов.
На экспозиции народного искусства Русского музея представлено искусно расписанное кремневое ружье мастера-охотника Осипа Сергеевича Аншукова. Хотя автор жил и работал в деревне Скитской на реке Пижма, ружья его были известны далеко за пределами деревни. Ведь только Осип Аншуков использовал в своей работе большое количество красок: оранжевую, зеленую, розовую, красную, белую, желтую и другие. Мелкие узоры и завитки, покрывающие березовую ложу, были выполнены крохотной кистью и тончайшим пером. А ведь на момент создания ружья мастеру было уже за 70 лет.
Множеством скобочек, треугольничков, кружков покрыты приклад и цевье. Поверхность вертикальными мазками разделена на сектора, в каждом из которых мастер поместил стилизованное изображение лилии. Этот цветок по-старинному называли «крин цветущий».
Несмотря на старинную конструкцию, самодельный кремневый замок, форму ствола, ружье было изготовлено относительно недавно — в 1915 году. Мастера Печоры и Пижмы по традиции сохраняли у прикладов своих произведений форму, используемую в огнестрельном оружии XVII века. Такие ружья долгое время использовались охотниками Русского Севера и Сибири в связи с высокой стоимостью оружия казенных заводов. Тем не менее даже такой старой конструкции было достаточно, чтобы успешно добывать птиц, куниц, белок, а порой и медведей. Несмотря на внушительный вес, ружье обладало метким боем и позволяло попасть в голову птице или белке с расстояния в 60 шагов.