Складни — конструкции из двух и более икон, соединенных вместе, — известны на Руси с X века. Их заимствовали у византийцев и очень скоро начали изготавливать из дерева или металла русские мастера.
По числу створок складни делятся на диптихи (две), триптихи (три) и полиптихи (четыре-пять). По характеру использования — нательные (нагрудные), ставные (киотные, для красного угла), путные и походные (для странствий и крестных ходов). Изначально створки скрепляли между собой посредством выступов сверху и снизу на боковых элементах и колец под эти выступы на среднике.
В конце XVII века на реке Выг в Олонецкой губернии образовалось крупное старообрядческое поселение поморского согласия. Уже в первой половине XVIII столетия стала широко известна Выговская литейная мастерская, где производили разнообразные складни из меди и медных сплавов, а также кресты и иконы. Выговские литейщики заменили выступы с кольцами на более удобные стержневые петли и выработали свой стиль, впоследствии распространившийся в других старообрядческих мастерских. Во второй половине XVIII–XIX веке он получил развитие у представителей поповского направления в Гуслицком регионе (села Богородского уезда Московской и смежной части Владимирской губерний) и у беспоповцев в Москве.
Иногда иконографию складней посвящали конкретным библейским сюжетам. Чаще всего на среднике изображали Иисуса Христа или Богородицу, на боковых створках — святых.
Техника и иконография представленного триптиха характерна для гуслицких старообрядцев-поповцев. На среднике помещен сюжет «Чудо Георгия о змие»: святой Георгий, или Егорий, издавна почитался как покровитель домашнего скота и защитник воинов. В завершении средника — образ «Иисус Христос — Царь Царем». На боковых створках, попарно — «Вход в Иерусалим», «Сретение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне» с навершиями на тему Благовещения Божией Матери.
Декоративную функцию несет кайма, заполненная зигзагом, по периметру каждой створки, и кайма с параллельными рисками внутри средника. Свободная поверхность створок заполнена голубой стекловидной эмалью.
В раскрытом виде складень обычно хранился в божнице наравне с другими иконами; во время молитвы свечу зажигали перед каждой створкой отдельно. В путешествии верующий мог открыть для молитвы любой образ. При разделении семьи (отселении женатого сына, замужестве дочери) и складень могли разделить, передавая одну из створок в новую семью.
По числу створок складни делятся на диптихи (две), триптихи (три) и полиптихи (четыре-пять). По характеру использования — нательные (нагрудные), ставные (киотные, для красного угла), путные и походные (для странствий и крестных ходов). Изначально створки скрепляли между собой посредством выступов сверху и снизу на боковых элементах и колец под эти выступы на среднике.
В конце XVII века на реке Выг в Олонецкой губернии образовалось крупное старообрядческое поселение поморского согласия. Уже в первой половине XVIII столетия стала широко известна Выговская литейная мастерская, где производили разнообразные складни из меди и медных сплавов, а также кресты и иконы. Выговские литейщики заменили выступы с кольцами на более удобные стержневые петли и выработали свой стиль, впоследствии распространившийся в других старообрядческих мастерских. Во второй половине XVIII–XIX веке он получил развитие у представителей поповского направления в Гуслицком регионе (села Богородского уезда Московской и смежной части Владимирской губерний) и у беспоповцев в Москве.
Иногда иконографию складней посвящали конкретным библейским сюжетам. Чаще всего на среднике изображали Иисуса Христа или Богородицу, на боковых створках — святых.
Техника и иконография представленного триптиха характерна для гуслицких старообрядцев-поповцев. На среднике помещен сюжет «Чудо Георгия о змие»: святой Георгий, или Егорий, издавна почитался как покровитель домашнего скота и защитник воинов. В завершении средника — образ «Иисус Христос — Царь Царем». На боковых створках, попарно — «Вход в Иерусалим», «Сретение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне» с навершиями на тему Благовещения Божией Матери.
Декоративную функцию несет кайма, заполненная зигзагом, по периметру каждой створки, и кайма с параллельными рисками внутри средника. Свободная поверхность створок заполнена голубой стекловидной эмалью.
В раскрытом виде складень обычно хранился в божнице наравне с другими иконами; во время молитвы свечу зажигали перед каждой створкой отдельно. В путешествии верующий мог открыть для молитвы любой образ. При разделении семьи (отселении женатого сына, замужестве дочери) и складень могли разделить, передавая одну из створок в новую семью.