Короб — это емкость для хранения и перевозки мелкого домашнего скарба, одежды. Владимир Иванович Даль определял короб как «коренную русскую утварь». В ней хранили, а при необходимости переносили или перевозили на новое место одежду, книги и другой домашний скарб.
Короба мастерили из гнутой тонкой сосновой доски или осинового, реже липового или ясеневого луба. Для этого доску или полосу луба очищали от коры, выпрямляли и распаривали или вымачивали для гибкости. Затем с внутренней стороны выкройки делали насечки, складывали заготовку по ним концами внахлест и скрепляли с помощью лыка или мочала. Пока материал был еще податливым, вставляли доску снизу: по мере высыхания стенки сжимались и закрепляли днище в пазах. В итоге получался прямоугольный ящик со скругленными углами или высокий цилиндр.
По краю основания короба делали обод — скрепляющую обвязку из слегка выдающейся и довольно широкой полосы луба. В этот обод заключали крышку, с одной стороны закрепляли ее на стенках железными кольцами-петлями, с другой — делали «ушки» для навесного замка. Короб как хранилище ценных вещей не должен был оставаться открытым.
Короба выступали символом домашнего благосостояния. Нередко их украшали росписью: растительным и геометрическим орнаментом, изображениями добрых молодцев и красных девиц с кубками, фантастических зверей.
На роль короба в жизни семьи указывают устойчивые выражения: «набить коробью» (разбогатеть), «рядить коробью» (готовить приданое). С наполненностью коробов связано и ироничное определение «наплести с три короба», то есть наговорить очень много сомнительного.
Связь с женской половиной, а также назначение короба (быть вместилищем) в народно-поэтическом представлении сближает эту емкость с женской утробой; о беременной женщине говорили «ходит коробом».
Один из этапов свадебного обряда, когда приданое невесты переправляли в дом жениха, так и назывался — коробейный: коробейниками называли родителей невесты и дружку, который это приданое вез. На самой свадьбе молодым желали «жить да богатеть, да спереди коробатеть», то есть родить много детей.
Короба мастерили из гнутой тонкой сосновой доски или осинового, реже липового или ясеневого луба. Для этого доску или полосу луба очищали от коры, выпрямляли и распаривали или вымачивали для гибкости. Затем с внутренней стороны выкройки делали насечки, складывали заготовку по ним концами внахлест и скрепляли с помощью лыка или мочала. Пока материал был еще податливым, вставляли доску снизу: по мере высыхания стенки сжимались и закрепляли днище в пазах. В итоге получался прямоугольный ящик со скругленными углами или высокий цилиндр.
По краю основания короба делали обод — скрепляющую обвязку из слегка выдающейся и довольно широкой полосы луба. В этот обод заключали крышку, с одной стороны закрепляли ее на стенках железными кольцами-петлями, с другой — делали «ушки» для навесного замка. Короб как хранилище ценных вещей не должен был оставаться открытым.
Короба выступали символом домашнего благосостояния. Нередко их украшали росписью: растительным и геометрическим орнаментом, изображениями добрых молодцев и красных девиц с кубками, фантастических зверей.
На роль короба в жизни семьи указывают устойчивые выражения: «набить коробью» (разбогатеть), «рядить коробью» (готовить приданое). С наполненностью коробов связано и ироничное определение «наплести с три короба», то есть наговорить очень много сомнительного.
Связь с женской половиной, а также назначение короба (быть вместилищем) в народно-поэтическом представлении сближает эту емкость с женской утробой; о беременной женщине говорили «ходит коробом».
Один из этапов свадебного обряда, когда приданое невесты переправляли в дом жениха, так и назывался — коробейный: коробейниками называли родителей невесты и дружку, который это приданое вез. На самой свадьбе молодым желали «жить да богатеть, да спереди коробатеть», то есть родить много детей.