Трехстворчатый складень «Чудо великомученика Георгия о змие» с прикрепленными к нему георгиевскими крестами относится к числу реликвий гренадерского Ростовского полка. Это подразделение — одно из старейших в российской армии — с 1728 года квартировало в Москве, в Спасских казармах. Вероятно, именно поэтому в среднике складня — его центральной части — располагается образ святого Георгия Победоносца: он считался небесным покровителем Москвы.
Центральную икону складня написали предположительно в 1836 году. Эта гипотеза основана на более поздней надписи, которая располагается на обороте. В 1882-м, как гласит надпись под образом святого Георгия, «икона возобновлена усердием нижних чинов 13-й роты 2-го Гренадерского Ростовского полка, в командование оною капитана Алексеева». Тогда же к складню прикрепили георгиевские кресты и табличку с именами воинов, которые погибли в 1877 году во время русско-турецкой войны. Вероятно, в том же 1882 году для складня заказали створки с изображениями двух святых: Александра Невского и равноапостольного князя Владимира.
Георгий Победоносец, образ которого располагается в центре триптиха, — один из самых известных и почитаемых христианских святых. По традиции его изображают верхом на коне, с копьем в руках: этим оружием святой поражает мифическое чудовище — в разных источниках его называют драконом или змеем. Этот эпизод иконописцы взяли из жития Георгия. В нем говорилось, что святой спас от гибели царевну, которую родной отец отдал в жертву змею. Это событие в греческой традиции принято считать единственным прижизненным чудом Георгия: все остальные называют посмертными.
Первые иконы с таким сюжетом появились в X–XI веках. Сначала каноническое изображение было подробным и многофигурным: на образах писали и спасенную царевну, и ее отца-монарха в окружении свиты и воинов. Позже появилась сокращенная версия, на которой Георгий и змей заняли центральное место, а над головой святого видна рука Христа или ангел с венком. В западной традиции Победоносец поражает дракона в глаз, на русских иконах — в раскрытую пасть.
Центральную икону складня написали предположительно в 1836 году. Эта гипотеза основана на более поздней надписи, которая располагается на обороте. В 1882-м, как гласит надпись под образом святого Георгия, «икона возобновлена усердием нижних чинов 13-й роты 2-го Гренадерского Ростовского полка, в командование оною капитана Алексеева». Тогда же к складню прикрепили георгиевские кресты и табличку с именами воинов, которые погибли в 1877 году во время русско-турецкой войны. Вероятно, в том же 1882 году для складня заказали створки с изображениями двух святых: Александра Невского и равноапостольного князя Владимира.
Георгий Победоносец, образ которого располагается в центре триптиха, — один из самых известных и почитаемых христианских святых. По традиции его изображают верхом на коне, с копьем в руках: этим оружием святой поражает мифическое чудовище — в разных источниках его называют драконом или змеем. Этот эпизод иконописцы взяли из жития Георгия. В нем говорилось, что святой спас от гибели царевну, которую родной отец отдал в жертву змею. Это событие в греческой традиции принято считать единственным прижизненным чудом Георгия: все остальные называют посмертными.
Первые иконы с таким сюжетом появились в X–XI веках. Сначала каноническое изображение было подробным и многофигурным: на образах писали и спасенную царевну, и ее отца-монарха в окружении свиты и воинов. Позже появилась сокращенная версия, на которой Георгий и змей заняли центральное место, а над головой святого видна рука Христа или ангел с венком. В западной традиции Победоносец поражает дракона в глаз, на русских иконах — в раскрытую пасть.