Старую Москву невозможно представить без полукольца крепостной стены Китай-города. Ее возвели для защиты посадского населения от вражеских нашествий в 1535–1538 годах — в правление великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III и матери малолетнего Ивана IV. В 1680-х годах, когда московские укрепления обновляли и ремонтировали, часть башен Китай-города достроили высокими шатрами и покрыли зеленой черепицей. Две башни — Никольскую и Варварскую — украсили флюгеры в виде птиц.
Позолоченные и раскрашенные флюгеры служили украшением города. Вероятно, их изготовили кузнецы дворцовых мастерских. Материалом послужило котельное железо — так в старину называли толстый листовой металл, который служил сырьем для подоконников, железных дверей, элементов кровли. Изготавливать его на Руси начали в XV веке, когда под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти появился первый металлургический завод.
Историки также предполагают, что мастера вдохновил образ пеликана над гнездом с птенцами. Мотив пеликана, разрывающего грудь, чтобы своей кровью вскормить детенышей, утвердился в церковном искусстве как воплощение жертвы Христа на кресте. Одновременно он служил символом милосердия.
В 1934 году, когда большая часть северной и восточной стен Китай-города снесли, оба флюгера сохранил сотрудник Исторического музея, руководитель группы металла Николай Левинсон. Второй кованый флюгер, завершавший невысокий шатер Варварской башни, сейчас хранится в Музее-заповеднике «Коломенское».
Позолоченные и раскрашенные флюгеры служили украшением города. Вероятно, их изготовили кузнецы дворцовых мастерских. Материалом послужило котельное железо — так в старину называли толстый листовой металл, который служил сырьем для подоконников, железных дверей, элементов кровли. Изготавливать его на Руси начали в XV веке, когда под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти появился первый металлургический завод.
Трудно сказать, какую птицу разместили на флюгере Никольской башни. Возможно, мастер вдохновлялся разными вариантами изображений, которые он мог видеть на изразцах и белокаменных резных рельефах московских церквей.
Историки также предполагают, что мастера вдохновил образ пеликана над гнездом с птенцами. Мотив пеликана, разрывающего грудь, чтобы своей кровью вскормить детенышей, утвердился в церковном искусстве как воплощение жертвы Христа на кресте. Одновременно он служил символом милосердия.
В 1934 году, когда большая часть северной и восточной стен Китай-города снесли, оба флюгера сохранил сотрудник Исторического музея, руководитель группы металла Николай Левинсон. Второй кованый флюгер, завершавший невысокий шатер Варварской башни, сейчас хранится в Музее-заповеднике «Коломенское».