Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Постоянная экспозиция исторического музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Флюгер Никольской башни Китай-города

Время создания
1680-е годы
Место создания
Москва
Размер
фигура птицы — 61,5х82х62 см; съемная площадка с четырьмя изогнутыми ветками — 28х110х95 см; съемная площадка с двумя отрогами в виде головок птенцов и отверстиями для остальных насадок — 62х81х95 см; насадки с парными головками — 61х53 см, 81х53 см; 82х52 см
Техника
железо; ковка, клепка
1
Открыть в приложении
#1
Флюгер Никольской башни Китай-города
#2
Старую Москву невозможно представить без полукольца крепостной стены Китай-города. Ее возвели для защиты посадского населения от вражеских нашествий в 1535–1538 годах — в правление великой княгини Елены Глинской, вдовы Василия III и матери малолетнего Ивана IV. В 1680-х годах, когда московские укрепления обновляли и ремонтировали, часть башен Китай-города достроили высокими шатрами и покрыли зеленой черепицей. Две башни — Никольскую и Варварскую — украсили флюгеры в виде птиц.

Позолоченные и раскрашенные флюгеры служили украшением города. Вероятно, их изготовили кузнецы дворцовых мастерских. Материалом послужило котельное железо — так в старину называли толстый листовой металл, который служил сырьем для подоконников, железных дверей, элементов кровли. Изготавливать его на Руси начали в XV веке, когда под руководством итальянского инженера Аристотеля Фиораванти появился первый металлургический завод.

Трудно сказать, какую птицу разместили на флюгере Никольской башни. Возможно, мастер вдохновлялся разными вариантами изображений, которые он мог видеть на изразцах и белокаменных резных рельефах московских церквей.
 
Историки также предполагают, что мастера вдохновил образ пеликана над гнездом с птенцами. Мотив пеликана, разрывающего грудь, чтобы своей кровью вскормить детенышей, утвердился в церковном искусстве как воплощение жертвы Христа на кресте. Одновременно он служил символом милосердия.
 
В 1934 году, когда большая часть северной и восточной стен Китай-города снесли, оба флюгера сохранил сотрудник Исторического музея, руководитель группы металла Николай Левинсон. Второй кованый флюгер, завершавший невысокий шатер Варварской башни, сейчас хранится в Музее-заповеднике «Коломенское».
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Флюгер Никольской башни Китай-города

Время создания
1680-е годы
Место создания
Москва
Размер
фигура птицы — 61,5х82х62 см; съемная площадка с четырьмя изогнутыми ветками — 28х110х95 см; съемная площадка с двумя отрогами в виде головок птенцов и отверстиями для остальных насадок — 62х81х95 см; насадки с парными головками — 61х53 см, 81х53 см; 82х52 см
Техника
железо; ковка, клепка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%