Скифское каменное изваяние представляет собой схематическое плоское изображение человеческой фигуры. Голова передана округлым выступом, который отделен от туловища неглубоким желобком. Лицо плоское, круглое, без деталей, подбородок на уровне округлых плеч. Талия выделена глубокими выемками, бока закругленные, переходят в округлые бедра. Нижняя часть изваяния, вероятно, обломана. Изваяние изготовлено из коричневато-бурого грубозернистого полимиктового песчаника слоистой текстуры.
По мнению археолога Сергея Боталова, фигура женская: об этом говорят четко различимые в фас округлые объемы бедер и торса. Изваяние несет на себе явные следы влияния скифской изобразительной традиции (V–IV века до н. э.).
Скульптуру обнаружил в 1985 году разведочный отряд под руководством Сергея Боталова в ходе археологической разведки трассы проектируемого канала «Обь — Аральское море». Изваяние нашли при исследовании могильника Наурзум на южном участке границы между Челябинской и Кустанайской областями. Оно оказалось в засыпи могильной ямы, но сначала находилось на вершине кургана. Впоследствии, когда своды катакомб осели, или же в результате ограбления могильника статуя оказалась в земляной воронке.
Наурзумское изваяние имеет вид стелы или столба, на котором выделены голова, подчеркнутая изображением гривны, шея отсутствует, плечи прямые или покатые, подняты до уровня рта, подбородок опущен на грудь. Подобные фигуры появились в VI веке до н. э. и встречались до V–IV веков до н. э. По моделировке головы и плеч, взаиморасположению плеч и подбородка, изображению глаз в виде небольших углублений наурзумские изваяния близки изваянию из Большой Глушницы. Но особенно много общего в моделировки головы и туловища они имеют с группой антропоморфных изваяний из Нижнего Поднепровья. Скифские антропоморфные скульптуры такого типа были связаны со специальными культовыми местами и служили составной частью жертвенных комплексов — святилищ. Часто скульптуры изображали воинов с оружием. Они были выполнены из монолитных глыб или плит, которые отесывали, придавая обобщенную форму человеческой фигуры.
По мнению археолога Сергея Боталова, фигура женская: об этом говорят четко различимые в фас округлые объемы бедер и торса. Изваяние несет на себе явные следы влияния скифской изобразительной традиции (V–IV века до н. э.).
Скульптуру обнаружил в 1985 году разведочный отряд под руководством Сергея Боталова в ходе археологической разведки трассы проектируемого канала «Обь — Аральское море». Изваяние нашли при исследовании могильника Наурзум на южном участке границы между Челябинской и Кустанайской областями. Оно оказалось в засыпи могильной ямы, но сначала находилось на вершине кургана. Впоследствии, когда своды катакомб осели, или же в результате ограбления могильника статуя оказалась в земляной воронке.
Наурзумское изваяние имеет вид стелы или столба, на котором выделены голова, подчеркнутая изображением гривны, шея отсутствует, плечи прямые или покатые, подняты до уровня рта, подбородок опущен на грудь. Подобные фигуры появились в VI веке до н. э. и встречались до V–IV веков до н. э. По моделировке головы и плеч, взаиморасположению плеч и подбородка, изображению глаз в виде небольших углублений наурзумские изваяния близки изваянию из Большой Глушницы. Но особенно много общего в моделировки головы и туловища они имеют с группой антропоморфных изваяний из Нижнего Поднепровья. Скифские антропоморфные скульптуры такого типа были связаны со специальными культовыми местами и служили составной частью жертвенных комплексов — святилищ. Часто скульптуры изображали воинов с оружием. Они были выполнены из монолитных глыб или плит, которые отесывали, придавая обобщенную форму человеческой фигуры.