В ткацком деле для сибиряков важное значение имел именно лен. Доктор исторических наук Елена Фёдоровна Фирсова отмечала в своей работе «Традиции обработки льна у восточных славян Верхнего Приобья»: «В июле лен цвел красивыми сине-голубыми цветами и созревал раньше хлебных злаков».
Процесс подготовки льна занимал длительное время. Сначала, как пишет исследователь, его «вылеживали» в течение нескольких недель, затем связывали в снопы, мяли и трепали, чесали и только потом начинали прясть.
В собрании Музея истории города Урай представлено несколько уникальных предметов быта, один из них — скально, орудие перемотки пряжи, на котором готовили уток — поперечные нити ткани, которые переплетались с продольными. Этот предмет был изготовлен в Западной Сибири.
На территории России скально получило широкое распространение. В разных регионах оно имело собственное наименование. «Скально» — в Вологодской, Тобольской, Омской, Калужской губерниях, «скало», «скалышца», а также «сукало» — в Ярославской губернии, «скальница» — в Переславль-Залесском районе Ярославской губернии, «холоброд» или «короброд» — в Костромской.
Афанасий Семёнович Бежкович в издании 1959 года «Хозяйство и быт русских крестьян» отмечал, что это орудие состояло из горизонтального бруса, доски, а иногда ящичка около полуметра длиной, двух вертикальных стоек, которые укреплялись в брусе, доске или ящичке. Скально использовали для перемотки ниток в удобную форму для последующего использования в тканых изделиях.
Мастерицы крутили ручку, колесо вертелось, и по веревочной передаче вращение передавалось на стержень, на котором была надета цевка — своеобразная катушка для ниток. Также обрабатывали льняные и хлопчатобумажные нити, чтобы они стали ровные, лощеные.
Кроме того, с помощью скально нити из нескольких скали, то есть скручивали, свивали в одну. Так могли соединять не только нити одного вида, но и разных, например, бумажную нить с льняной или шерстяной. Для удобства во время работы клубки с нитями укладывали в ящик или корзину, чтобы при разматывании они «не бегали» по избе.
Процесс подготовки льна занимал длительное время. Сначала, как пишет исследователь, его «вылеживали» в течение нескольких недель, затем связывали в снопы, мяли и трепали, чесали и только потом начинали прясть.
В собрании Музея истории города Урай представлено несколько уникальных предметов быта, один из них — скально, орудие перемотки пряжи, на котором готовили уток — поперечные нити ткани, которые переплетались с продольными. Этот предмет был изготовлен в Западной Сибири.
На территории России скально получило широкое распространение. В разных регионах оно имело собственное наименование. «Скально» — в Вологодской, Тобольской, Омской, Калужской губерниях, «скало», «скалышца», а также «сукало» — в Ярославской губернии, «скальница» — в Переславль-Залесском районе Ярославской губернии, «холоброд» или «короброд» — в Костромской.
Афанасий Семёнович Бежкович в издании 1959 года «Хозяйство и быт русских крестьян» отмечал, что это орудие состояло из горизонтального бруса, доски, а иногда ящичка около полуметра длиной, двух вертикальных стоек, которые укреплялись в брусе, доске или ящичке. Скально использовали для перемотки ниток в удобную форму для последующего использования в тканых изделиях.
Мастерицы крутили ручку, колесо вертелось, и по веревочной передаче вращение передавалось на стержень, на котором была надета цевка — своеобразная катушка для ниток. Также обрабатывали льняные и хлопчатобумажные нити, чтобы они стали ровные, лощеные.
Кроме того, с помощью скально нити из нескольких скали, то есть скручивали, свивали в одну. Так могли соединять не только нити одного вида, но и разных, например, бумажную нить с льняной или шерстяной. Для удобства во время работы клубки с нитями укладывали в ящик или корзину, чтобы при разматывании они «не бегали» по избе.