Работа на прялке считалась исконно женским трудом. В Древней Руси это устройство называлось «пряслице». Традиционно с осени и до Великого поста в «низеньких светелках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи.
Ни одна из прялок, которые сохранились до наших дней с древних времен, не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. По всей видимости, хозяйки прялки прилагали усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства и облегчения труда.
На Руси при изготовлении этих устройств использовались разнообразные породы дерева: мастера создавали прялки из клена, осины, березы и липы. Верхняя часть прялки получила название «матка». Боковые стойки конструировались так, чтобы поддерживать вращающуюся головку. Их можно было сдвигать для установки или снятия катушки.
Вращающаяся головка имела U-образную форму с крючками вдоль лапок. Хозяйки имели возможность регулировать скорость работы. Блок устанавливали на головке, он отвечал за скорость скручивания нити. Тормозное устройство давило на катушку и тем самым замедляло ее вращение.
Было предусмотрено и приспособление для натяжения ремня. Чем больше было натяжение, тем быстрее вращалось колесо. Соответственно скорость вращения колеса влияла на быстроту накручивания нити на катушку. Если прялка ослабляла ремень, колесо начинало вращаться медленнее и нить медленнее наматывалась на катушку, но становилась более скрученной.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, которые падали на плечи крестьянок. При этом занимались они этим делом почти пять месяцев в году — с ноября по март. Прялка считалась ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, а муж — жене.
В некоторых регионах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Механическая прялка из коллекции Музея истории города Урай была изготовлена во второй половине XX столетия. Мастер из Западной Сибири при создании данного инструмента использовал технику вытачивание.
Ни одна из прялок, которые сохранились до наших дней с древних времен, не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. По всей видимости, хозяйки прялки прилагали усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства и облегчения труда.
На Руси при изготовлении этих устройств использовались разнообразные породы дерева: мастера создавали прялки из клена, осины, березы и липы. Верхняя часть прялки получила название «матка». Боковые стойки конструировались так, чтобы поддерживать вращающуюся головку. Их можно было сдвигать для установки или снятия катушки.
Вращающаяся головка имела U-образную форму с крючками вдоль лапок. Хозяйки имели возможность регулировать скорость работы. Блок устанавливали на головке, он отвечал за скорость скручивания нити. Тормозное устройство давило на катушку и тем самым замедляло ее вращение.
Было предусмотрено и приспособление для натяжения ремня. Чем больше было натяжение, тем быстрее вращалось колесо. Соответственно скорость вращения колеса влияла на быстроту накручивания нити на катушку. Если прялка ослабляла ремень, колесо начинало вращаться медленнее и нить медленнее наматывалась на катушку, но становилась более скрученной.
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, которые падали на плечи крестьянок. При этом занимались они этим делом почти пять месяцев в году — с ноября по март. Прялка считалась ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених — невесте, а муж — жене.
В некоторых регионах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.
Механическая прялка из коллекции Музея истории города Урай была изготовлена во второй половине XX столетия. Мастер из Западной Сибири при создании данного инструмента использовал технику вытачивание.