По легенде, икону «Михаил Архистратиг» привезли с собой казаки, которые в 1593 году начали строить город Берёзов (сейчас это поселок Берёзово), один из крупнейших в Западной Сибири. Образ Михаила Архистратига разместили в первой в городе Воскресенской церкви вместе с иконой Святителя Николая Чудотворца, которая до наших дней не сохранилась.
Святой Михаил является одним из самых почитаемых Архангелов. В православии его называют Архистратигом, главой святого воинства Ангелов и Архангелов.
Иконография образа Михаила была создана на основе текстов Апокалипсиса, согласно которым в решающей битве против зла он выступает как предводитель небесного воинства.
Представленная в экспозиции икона изображает Архангела на крылатом коне в княжеской короне и с трубой в устах. В правой руке он держит восьмиконечный крест, кадило и копье, которым поражает дьявола — крылатого льва с человеческим лицом. Левой рукой он поднимает Евангелие. На руки Архангела опирается радуга.
На иконе сохранилась редкая деталь: в правом верхнем углу изображен предвечный Младенец и трапеза с хлебом предложения — так называется хлеб, который кладут на специальный стол в храме.
Реставраторы отмечают, что икону неоднократно обновляли. Эксперты полагают, что одно из поновлений провел иконописец Иван Семвизов, который в 1731 году отреставрировал несколько икон Воскресенской церкви. Естественные признаки старения: потертости, кракелюр (трещины красочного слоя или лака) — видны только на ликах Младенца и Архистратига Михаила.
Неизвестный мастер создал оклад к иконе в технике «басма». Она представляет собой ручное тиснение по серебряной и золотой фольге. Басму часто использовали для изготовления окладов и предметов церковной утвари в средневековом ювелирном искусстве.
На четырех серебряных пластинах, оставшихся от оклада, сохранились строки из лицевых рукописных книг XVI столетия, выполненные позднейшим уставным письмом. Узорами «старопечатного стиля» из рукописных и первопечатных книг часто украшали оклады икон в XV–XVII веках.
Святой Михаил является одним из самых почитаемых Архангелов. В православии его называют Архистратигом, главой святого воинства Ангелов и Архангелов.
Иконография образа Михаила была создана на основе текстов Апокалипсиса, согласно которым в решающей битве против зла он выступает как предводитель небесного воинства.
Представленная в экспозиции икона изображает Архангела на крылатом коне в княжеской короне и с трубой в устах. В правой руке он держит восьмиконечный крест, кадило и копье, которым поражает дьявола — крылатого льва с человеческим лицом. Левой рукой он поднимает Евангелие. На руки Архангела опирается радуга.
Реставраторы отмечают, что икону неоднократно обновляли. Эксперты полагают, что одно из поновлений провел иконописец Иван Семвизов, который в 1731 году отреставрировал несколько икон Воскресенской церкви. Естественные признаки старения: потертости, кракелюр (трещины красочного слоя или лака) — видны только на ликах Младенца и Архистратига Михаила.
Неизвестный мастер создал оклад к иконе в технике «басма». Она представляет собой ручное тиснение по серебряной и золотой фольге. Басму часто использовали для изготовления окладов и предметов церковной утвари в средневековом ювелирном искусстве.
На четырех серебряных пластинах, оставшихся от оклада, сохранились строки из лицевых рукописных книг XVI столетия, выполненные позднейшим уставным письмом. Узорами «старопечатного стиля» из рукописных и первопечатных книг часто украшали оклады икон в XV–XVII веках.