В XIX веке во многих регионах России, в том числе в Нижегородской губернии, среди зажиточного крестьянства, купечества средней руки и городских жительниц был распространен «сарафанный» комплекс праздничного костюма. Важной частью этого богатого наряда был шугай. Шугай считался атрибутом высокого статуса и демонстрировал достаток его владелицы.
Шугай — это своеобразная кофта с длинными рукавами, большим воротником и отрезной спинкой по талии или на уровне лопаток со сборками ниже линии отреза, как правило сзади.
Нижегородские шугаи отличает особенный крой: втачной пышный рукав, крупные валики — «боры» — на спине, стеганая ватная подкладка. В качестве наполнителя для простежки использовали конский волос, реже — хлопчатобумажную вату, которая тогда была очень дорогим материалом. Представленный шугай из собрания Русского музея — уникальное произведение. По своему крою он схож с предметами, изготовленными из фабричных материй, но, в отличие от типичных парчовых, сшит из ярко-красного бархата и богато украшен золотной вышивкой. Круглый воротник, застежка и край подола шугая отделаны полосами бахромы из золотных нитей. Полосы золотной бахромы дополнены фигурными привесками — «ворворками». Подобные привески были довольно дорогим текстильным украшением. В декоре крестьянского костюма они встречаются редко. Это свидетельствует о том, что «ворворки» были скорее предметом роскоши, а не отражением региональных вкусов.
Изделия, подобные нижегородскому шугаю, равно как и праздничные головные уборы, расшивали в монастырских мастерских Нижегородчины. Этот шугай, вероятно, был создан в одном из монастырей Арзамаса, причем не для продажи на ярмарке, а в качестве штучного, очень дорогостоящего заказа. Создание шитых золотом элементов праздничного костюма требовало не только мастерского владения вышивальными техниками, но и незаурядного портновского мастерства. Расшитых золотными нитями шугаев, подобных экспонату Русского музея, в мире насчитывается не более трех-четырех. Ценность нижегородского шугая была очевидна уже для современников: в 1880-е годы он был экспонатом Музея училища барона А.Л. Штиглица.
Шугай — это своеобразная кофта с длинными рукавами, большим воротником и отрезной спинкой по талии или на уровне лопаток со сборками ниже линии отреза, как правило сзади.
Нижегородские шугаи отличает особенный крой: втачной пышный рукав, крупные валики — «боры» — на спине, стеганая ватная подкладка. В качестве наполнителя для простежки использовали конский волос, реже — хлопчатобумажную вату, которая тогда была очень дорогим материалом. Представленный шугай из собрания Русского музея — уникальное произведение. По своему крою он схож с предметами, изготовленными из фабричных материй, но, в отличие от типичных парчовых, сшит из ярко-красного бархата и богато украшен золотной вышивкой. Круглый воротник, застежка и край подола шугая отделаны полосами бахромы из золотных нитей. Полосы золотной бахромы дополнены фигурными привесками — «ворворками». Подобные привески были довольно дорогим текстильным украшением. В декоре крестьянского костюма они встречаются редко. Это свидетельствует о том, что «ворворки» были скорее предметом роскоши, а не отражением региональных вкусов.
Изделия, подобные нижегородскому шугаю, равно как и праздничные головные уборы, расшивали в монастырских мастерских Нижегородчины. Этот шугай, вероятно, был создан в одном из монастырей Арзамаса, причем не для продажи на ярмарке, а в качестве штучного, очень дорогостоящего заказа. Создание шитых золотом элементов праздничного костюма требовало не только мастерского владения вышивальными техниками, но и незаурядного портновского мастерства. Расшитых золотными нитями шугаев, подобных экспонату Русского музея, в мире насчитывается не более трех-четырех. Ценность нижегородского шугая была очевидна уже для современников: в 1880-е годы он был экспонатом Музея училища барона А.Л. Штиглица.