Среди разнообразных предметов, выполненных на ткацком станке, привлекают внимание полотенца — длинные, с красно-белыми четкими узорами. Полотенце — один из важнейших предметов в русской культуре. С глубокой древности полотенца участвовали в свадебных и погребальных обрядах. Украшенные вышивкой и ткаными узорами полотнища развешивали на ветвях священных деревьев, украшали ими иконы и красный угол дома. Длинные головные полотенца были важной частью женского костюма. Они оберегали своих владелиц от бед и неприятностей, от сглаза. Узоры, сохранявшие образы древней мифологии, дохристианских верований, передавались из поколения в поколение.
Способы украшения тканей были сложными и трудоемкими. Ткацкий стан, «кросна», — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой подвесных блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчеты узора ценилась так же высоко, как и природный вкус и фантазия. Далеко не каждая ткачиха умела должным образом заправить ткацкий стан, подготовить его к работе.
Техника ткачества обусловливает геометрический характер орнамента, в котором сочетаются полосы и треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры. Среди них главенствуют ромбы — линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и таил в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца и засеянного поля. Магический смысл фигур постепенно менялся, орнамент обогащался новыми мотивами. Но все же древние элементы оставались неизменными, сохраняясь главным образом на обрядовых предметах.
Полотенце было создано талантливой мастерицей в деревне Семеновской Каргопольского уезда Олонецкой губернии. На каждом его конце узор составляет стройную композицию шириной около 1 метра. Крупный ромбический узор нигде не нарушается, привлекает классической строгостью линейного рисунка, завершенностью и уравновешенностью композиции.
Способы украшения тканей были сложными и трудоемкими. Ткацкий стан, «кросна», — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой подвесных блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчеты узора ценилась так же высоко, как и природный вкус и фантазия. Далеко не каждая ткачиха умела должным образом заправить ткацкий стан, подготовить его к работе.
Техника ткачества обусловливает геометрический характер орнамента, в котором сочетаются полосы и треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры. Среди них главенствуют ромбы — линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и таил в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца и засеянного поля. Магический смысл фигур постепенно менялся, орнамент обогащался новыми мотивами. Но все же древние элементы оставались неизменными, сохраняясь главным образом на обрядовых предметах.
Полотенце было создано талантливой мастерицей в деревне Семеновской Каргопольского уезда Олонецкой губернии. На каждом его конце узор составляет стройную композицию шириной около 1 метра. Крупный ромбический узор нигде не нарушается, привлекает классической строгостью линейного рисунка, завершенностью и уравновешенностью композиции.