Сведения об авторе картины «Школа воров» И.М. Матейсене минимальны. Неизвестны даже имя и годы жизни художника. Матейсен заявил о себе лишь участием в выставке 1850 года в Антверпене, что дает искусствоведам основание считать его представителем бельгийской школы живописи.
Работы художника, дошедшие до наших дней, представляют собой образцы так называемой литературной живописи. Ее представители как иллюстрировали известные произведения, так и писали работы по мотивам книг, создавали картины, связанные с героями или образами популярных романов, пьес и рассказов. Часто художники воплощали на полотнах собственное отношение к разным персонажам.
Сюжет картины «Школа воров» навеян романом Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». По сюжету Клопен срывает спектакль по пьесе поэта Пьера Гренгуара во дворце, выпрашивая у зрителей деньги. Позже той же ночью Гренгуар снова сталкивается с ним во Дворе Чудес, где Клопен предстает не нищим, а королем парижских преступников и изгоев. Клопен обвиняет Пьера во вторжении и собирается его повесить. Поэт просит принять его в сообщество, но не выдерживает испытание: не может вытащить кошелек у чучела с бубенчиками так, чтобы они не зазвенели. В последний момент нищие вспоминают, что по закону Пьер должен спросить, нет ли женщины, которая выйдет за него замуж. Это может отменить приговор. Стать женой поэта соглашается Эсмеральда.
Художник-романтик Матейсен выбрал самый острый момент столкновения Гренгуара с нищими — испытание ловкости поэта. Напряжение ситуации передают выразительные средства, характерные для романтизма: динамизм композиции, насыщенность цвета, контраст света и тени.
Данная картина принадлежала известному коллекционеру и книгоиздателю Козьме Солдатёнкову. После его смерти более 250 полотен, 20 скульптур и несколько сотен листов графики отошли Румянцевскому музею. Пожертвовал Солдатёнков и свою библиотеку — 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов.
В завещании даритель пожелал, чтобы все его художественные коллекции находились в одном помещении, а собрание сохранило имя «солдатёнковского». Ценность собрания и библиотеки составила около полумиллиона рублей. В начале XX века на эти деньги можно было купить 250 автомобилей — а даже в автопарке Николая II было всего 60 машин.
Эпоха Румянцевского музея закончилась с приходом советской власти. Здание музея и его библиотека стали основой Ленинской библиотеки (в наши дни — Российская государственная библиотека). Картины, рисунки и скульптуры передали в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей и региональные музеи, древности отправили в Исторический музей.
Так, полотно «Школа воров» из Румянцевского музея попало в Государственный музей изящных искусств, а в 1932 году было передано в Томский краеведческий музей, откуда в 1982 году поступило в Томский областной художественный музей.
Работы художника, дошедшие до наших дней, представляют собой образцы так называемой литературной живописи. Ее представители как иллюстрировали известные произведения, так и писали работы по мотивам книг, создавали картины, связанные с героями или образами популярных романов, пьес и рассказов. Часто художники воплощали на полотнах собственное отношение к разным персонажам.
Сюжет картины «Школа воров» навеян романом Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». По сюжету Клопен срывает спектакль по пьесе поэта Пьера Гренгуара во дворце, выпрашивая у зрителей деньги. Позже той же ночью Гренгуар снова сталкивается с ним во Дворе Чудес, где Клопен предстает не нищим, а королем парижских преступников и изгоев. Клопен обвиняет Пьера во вторжении и собирается его повесить. Поэт просит принять его в сообщество, но не выдерживает испытание: не может вытащить кошелек у чучела с бубенчиками так, чтобы они не зазвенели. В последний момент нищие вспоминают, что по закону Пьер должен спросить, нет ли женщины, которая выйдет за него замуж. Это может отменить приговор. Стать женой поэта соглашается Эсмеральда.
Художник-романтик Матейсен выбрал самый острый момент столкновения Гренгуара с нищими — испытание ловкости поэта. Напряжение ситуации передают выразительные средства, характерные для романтизма: динамизм композиции, насыщенность цвета, контраст света и тени.
Данная картина принадлежала известному коллекционеру и книгоиздателю Козьме Солдатёнкову. После его смерти более 250 полотен, 20 скульптур и несколько сотен листов графики отошли Румянцевскому музею. Пожертвовал Солдатёнков и свою библиотеку — 8 тысяч книг и 15 тысяч журналов.
В завещании даритель пожелал, чтобы все его художественные коллекции находились в одном помещении, а собрание сохранило имя «солдатёнковского». Ценность собрания и библиотеки составила около полумиллиона рублей. В начале XX века на эти деньги можно было купить 250 автомобилей — а даже в автопарке Николая II было всего 60 машин.
Эпоха Румянцевского музея закончилась с приходом советской власти. Здание музея и его библиотека стали основой Ленинской библиотеки (в наши дни — Российская государственная библиотека). Картины, рисунки и скульптуры передали в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей и региональные музеи, древности отправили в Исторический музей.
Так, полотно «Школа воров» из Румянцевского музея попало в Государственный музей изящных искусств, а в 1932 году было передано в Томский краеведческий музей, откуда в 1982 году поступило в Томский областной художественный музей.