Шкатулка «Дети в саду» работы тагильского мастера лаковой росписи по металлу Исаака Федоровича Худоярова представляет собой пример направления классической миниатюры. Автор был представителем третьего поколения потомственных тагильских мастеров. Именно в их семье изобрели и передавали из поколения в поколение секрет изготовления «хрустального» тагильского лака.
Колорит живописи шкатулки отличается богатством красочных оттенков. На крышке автор росписи изобразил фигуру девочки с ребенком на руках на фоне заросшего деревьями тенистого сада. Предположительно, сама идея сюжета была взята с гравюры. При этом художник внес свою трактовку в данный мотив. Страстный садовод, Исаак Худояров написал сад с тонким чувством колорита.
Дети изображены в гармонии с окружающей природой. Тема детства была особо близка художнику, он был отцом большого семейства из 14 детей. Автор выполнил изображения птиц на ветке в углу этого выдающегося предмета декоративно-прикладного искусства, распустившиеся цветы лилейника, к которым аккуратно прикасается малыш. Цветы на боковых стенках шкатулки как бы продолжают эту тему. Старательно изображая каждый бутон, мастер не обособляет его, а соединяет с фоном.
Одежда девочки гармонирует с перламутровым цветом бутонов. Исаак Фёдорович написал платье из двух видов атласа: карминно-красного и молочно-белого. Фактуру ткани он подчеркнул играющими на ней световыми бликами, резкими переходами света и тени. В фигуре девочки художник смог передать гибкость и вместе с тем хрупкость юного создания. Легкий наклон головы, слегка опущенный вниз взгляд напоминают об иконах с изображением Девы Марии.
Исаак Федорович Худояров считался ведущим лакировальщиком и иконописцем нижнетагильских заводов. В отличие от своих предков, мастер находился на оброке и вносил в господскую кассу сумму, положенную в обмен на право заниматься своей профессией.
Все художественные работы выполнялись им и членами
его семьи при доме в специально оборудованной мастерской, без привлечения
наемных рабочих. Исаак Худояров создавал сложные композиции в технике
многослойного масляного письма. Чистая живопись значительно отличала и выделяла
работы мастера из общей массы ремесленных изделий.