Шкатулка из коллекции Архангельского краеведческого музея отличается простотой, ясностью и сдержанностью в оформлении. Такой тип шкатулок на фигурных ножках и с откидной крышкой называется «теремок». Деревянная основа шкатулки покрыта костяными пластинами с зелеными гравированными побегами и ажурными полосами из овалов и зигзагов. Крышка декорирована ажурной пластиной, наложенной на сиреневую фольгу. Костяные пластины крепятся к корпусу шкатулки мелкими металлическими гвоздиками.
Уникальному искусству холмогорской резьбы по кости более 400 лет. С давних времен северяне добывали в полярных морях морского зверя. Особенно ценился моржовый клык — «рыбий зуб». По берегам Ледовитого океана находили ископаемую мамонтовую кость. Также для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров даже простая трубчатая коровья кость (цевка) становилась похожей на благородную.
Кость обрабатывали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами оружейной палаты.
XVIII век — период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секреты, пластины с портретами — пользовались большим спросом, были широко распространены не только по всему Северу, но и по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями и цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, выполненных в технике ажурной холмогорской резьбы по кости.
Уникальному искусству холмогорской резьбы по кости более 400 лет. С давних времен северяне добывали в полярных морях морского зверя. Особенно ценился моржовый клык — «рыбий зуб». По берегам Ледовитого океана находили ископаемую мамонтовую кость. Также для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров даже простая трубчатая коровья кость (цевка) становилась похожей на благородную.
Кость обрабатывали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами оружейной палаты.
XVIII век — период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости — браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секреты, пластины с портретами — пользовались большим спросом, были широко распространены не только по всему Северу, но и по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями и цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Музеи мира хранят великолепные образцы ларцов, шкатулок, миниатюрных шкафчиков, выполненных в технике ажурной холмогорской резьбы по кости.