Портрет Петра I принадлежит кисти Николая Тимофеевича Богацкого — русского художника второй половины XIX века. Портрет был написан в 1890 году. Вероятно, картина была заказана известному живописцу специально для Архангельска, где сложилась особая традиция почитания Петра I. История города неразрывно связана с его именем. Царь трижды посетил город на Двине (1693, 1694, 1702), и память о его пребывании в Архангельске бережно хранили.
17 июня 1898 года архангельский вице-губернатор Дмитрий Николаевич Островский пожертвовал произведение Архангельскому городскому публичному музею, предшественнику Архангельского краеведческого музея. Портрет многократно выставлялся в музейных экспозициях.
Этот портрет представляет собой неполную копию (погрудный список) с картины Поля Делароша «Петр I Великий, император России» 1838 года, находящейся ныне в Художественной галерее Гамбурга. Полотно овальной формы заключено в овальную же золоченую раму.
Петр I запечатлен на портрете в зрелом возрасте, уже будучи российским императором. Образ царя сложен и многогранен: с одной стороны, он Император, Победитель — волевой и деятельный гений, но с другой — «многое знание плодит многую скорбь». Произведение передает концепцию образа царя как «политического кавалера». Этот аспект личности играл значительную роль в иконографии Петра на протяжении всего его царствования.
Император изображен в темно-зеленом военном мундире созданного им гвардейского Преображенского полка, на груди орден — крест Андрея Первозванного, через плечо перекинута муаровая лента цвета морской волны. Трехчетвертной поворот фигуры призван усилить динамику образа, а фон портрета — подчеркнуть его величие. Фигура Петра словно погружается в дымчато-серую среду, естественно связывается с пространством и господствует в нем. Цветовая гамма портрета представляет собой сочетание красного, белого и золотого, что также подчеркивает царственный образ. Николаю Богацкому, проявившему здесь талант прекрасного копииста, удалось передать разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градации цвета, и ту необычную светоносность, которая отличает живописную манеру Поля Делароша.
17 июня 1898 года архангельский вице-губернатор Дмитрий Николаевич Островский пожертвовал произведение Архангельскому городскому публичному музею, предшественнику Архангельского краеведческого музея. Портрет многократно выставлялся в музейных экспозициях.
Этот портрет представляет собой неполную копию (погрудный список) с картины Поля Делароша «Петр I Великий, император России» 1838 года, находящейся ныне в Художественной галерее Гамбурга. Полотно овальной формы заключено в овальную же золоченую раму.
Петр I запечатлен на портрете в зрелом возрасте, уже будучи российским императором. Образ царя сложен и многогранен: с одной стороны, он Император, Победитель — волевой и деятельный гений, но с другой — «многое знание плодит многую скорбь». Произведение передает концепцию образа царя как «политического кавалера». Этот аспект личности играл значительную роль в иконографии Петра на протяжении всего его царствования.
Император изображен в темно-зеленом военном мундире созданного им гвардейского Преображенского полка, на груди орден — крест Андрея Первозванного, через плечо перекинута муаровая лента цвета морской волны. Трехчетвертной поворот фигуры призван усилить динамику образа, а фон портрета — подчеркнуть его величие. Фигура Петра словно погружается в дымчато-серую среду, естественно связывается с пространством и господствует в нем. Цветовая гамма портрета представляет собой сочетание красного, белого и золотого, что также подчеркивает царственный образ. Николаю Богацкому, проявившему здесь талант прекрасного копииста, удалось передать разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градации цвета, и ту необычную светоносность, которая отличает живописную манеру Поля Делароша.