Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История и культура Поморья XVI–XVII веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Плита с изображением единорога

Время создания
1668-1684 годы
Размер
56x52x17 см
Техника
известняк, резьба по камню
3
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Плита с изображением единорога
#9
Белокаменная плита с изображением единорога является одним из самых ранних поступлений в фонды музея. В самом первом каталоге Архангельского городского публичного музея 1898 года она обозначена как «каменный герб с бывшего монетного двора».

Под Монетный двор по указу Екатерины II в 1796 году в Архангельске были приспособлены оставшиеся к тому времени помещения Немецкого Гостиного двора, построенного для проживания и хранения товаров иностранных купцов, приезжавших в Архангельск на торговую ярмарку. Учитывая этот факт, изображение единорога на плите, найденной в середине XIX века на территории комплекса, первоначально связали с зарубежной геральдикой. В дореволюционной документации музея она иногда именуется «голландским гербом», однако таковым, по всей вероятности, не является.

Куда более реальное предположение заключается в том, что это изображение единорога связано с отечественной государственной символикой. В русской культуре «инорог зверь лютый» со времен великого князя Московского Иоанна III и до правления царя Алексея Михайловича изображался на государственных печатях и российских монетах, великокняжеских и царских парадных предметах. Единорог (со львом) как символ учености и высокого статуса стал фирменным знаком Московского печатного двора, построенного Иваном Грозным в середине XVI века. Изображениями единорога украшали интерьеры княжеских палат, рукописи, многочисленные изразцы и иные предметы прикладного искусства. Архангельск со времени своего появления и до петровских указов 1714–1721 гг. был единственным морским портом России, а Архангельские Гостиные дворы являли собой представительский фасад страны, поэтому наличие подобных символов на его стенах вполне оправдано.

На представленном памятнике изображение единорога на фоне цветущего куста выполнено пластическим низким рельефом в «ковчеге» и заключено в раму, орнаментированную двойной спиралью. Плита имеет квадратную форму и вырезана из орлецкого известняка.

Резной камень на Севере не имел широкого применения в архитектурном декоре. В XVII веке он использовался для убранства соборов и церквей, создания надгробий. Немногочисленные фрагменты резных белокаменных деталей сохранились от портала храма св. мучеников Бориса и Глеба, построенного в Матигорах в 1686 году.
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Плита с изображением единорога

Время создания
1668-1684 годы
Размер
56x52x17 см
Техника
известняк, резьба по камню
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%