Кость с давних времен обрабатывали по всему Северу.
Холмогорская школа резьбы по кости известна с XVII века. Вобрав в себя севернорусские традиции, техники немецких, нидерландских мастеров и традиции коренных народов Севера, особый холмогорский стиль окончательно сложился только к XVIII веку. Прежде всего это ажур, тончайшая сквозная резьба. Сказочные растительные орнаменты и нарядные рокайли сочетаются с рельефными сюжетными изображениями и подкрашиваемой гравировкой.
Одни из самых старых изделий — четки, мундштуки, гребни с тончайшими зубчиками. Также пользовались популярностью всевозможные коробочки и ларцы по образцу холмогорских сундуков, табакерки, рамки для фотографий, иконы, миниатюры и портреты. Позже начали делать бокалы, вазы, шахматы и шашки, облицовку для мебели, копии известных скульптур и декоративные композиции на самые разные темы.
Лучшие холмогорские резчики привлекались для работы в Оружейной палате, изготавливали вещи для царского двора. Пётр I покровительствовал мастерам, снабжая их образцами западного косторезного искусства, а Екатерина I использовала холмогорские резные ларцы для личных вещей. Костяные изделия вручались в качестве памятных подарков важным особам, у мастеров делали заказы монастыри и храмы. А декоративные вазы Н.С. Верещагина, хранящиеся в коллекции Эрмитажа, даже побывали в первом российском кругосветном путешествии с экспедицией И.Ф. Крузенштерна — в качестве несостоявшегося подарка императору Японии, потому что посольство отказалось их принять.
Резали по кости во многих деревнях вокруг Холмогор. Например, самый значительный русский скульптор XVIII века Федот Шубин был выходцем из семьи косторезов из деревни Тючковская.
Великолепная двухъярусная шкатулка с четырехскатной крышкой на резных фигурных ножках. По сторонам скатов надписи: «В знакъ его сердечное в знакъ уважения в знакъ благодарность 1873 года кого люблю того дарю». Как дань модным тенденциям, ее стенки украшают восточные мотивы с фигурами и жилищами, а также сцены сельской жизни.
Холмогорская школа резьбы по кости известна с XVII века. Вобрав в себя севернорусские традиции, техники немецких, нидерландских мастеров и традиции коренных народов Севера, особый холмогорский стиль окончательно сложился только к XVIII веку. Прежде всего это ажур, тончайшая сквозная резьба. Сказочные растительные орнаменты и нарядные рокайли сочетаются с рельефными сюжетными изображениями и подкрашиваемой гравировкой.
Одни из самых старых изделий — четки, мундштуки, гребни с тончайшими зубчиками. Также пользовались популярностью всевозможные коробочки и ларцы по образцу холмогорских сундуков, табакерки, рамки для фотографий, иконы, миниатюры и портреты. Позже начали делать бокалы, вазы, шахматы и шашки, облицовку для мебели, копии известных скульптур и декоративные композиции на самые разные темы.
Лучшие холмогорские резчики привлекались для работы в Оружейной палате, изготавливали вещи для царского двора. Пётр I покровительствовал мастерам, снабжая их образцами западного косторезного искусства, а Екатерина I использовала холмогорские резные ларцы для личных вещей. Костяные изделия вручались в качестве памятных подарков важным особам, у мастеров делали заказы монастыри и храмы. А декоративные вазы Н.С. Верещагина, хранящиеся в коллекции Эрмитажа, даже побывали в первом российском кругосветном путешествии с экспедицией И.Ф. Крузенштерна — в качестве несостоявшегося подарка императору Японии, потому что посольство отказалось их принять.
Резали по кости во многих деревнях вокруг Холмогор. Например, самый значительный русский скульптор XVIII века Федот Шубин был выходцем из семьи косторезов из деревни Тючковская.
Великолепная двухъярусная шкатулка с четырехскатной крышкой на резных фигурных ножках. По сторонам скатов надписи: «В знакъ его сердечное в знакъ уважения в знакъ благодарность 1873 года кого люблю того дарю». Как дань модным тенденциям, ее стенки украшают восточные мотивы с фигурами и жилищами, а также сцены сельской жизни.