30 января 1829 года в Тегеране случилось массовое убийство в русском посольстве. Среди погибших был и глава дипмиссии писатель Александр Грибоедов. Это событие привело к дипломатическому скандалу. Известно, что для улаживания этого конфликта персидский шах Фетх Али направил в Россию своего внука Хозрев-мирзу. В его задачу входило добиться принятия извинений за убийство посла.
В качестве компенсации Хозрев-мирза привез подарки русскому императору. Предположительно среди подарков были персидские ковры.
В качестве компенсации Хозрев-мирза привез подарки русскому императору. Предположительно среди подарков были персидские ковры.
На сегодняшний день несколько таких ковров находятся в Эрмитаже, а два в Алупкинском музее-заповеднике.
На коврах изображен персидский шах Фетх-Али.
На вышивках есть надписи, свидетельствующие о том, что это работа мастера Ага Бозорха из города Решта.
Техника изготовления ковров такова: кусочки разноцветной ткани, пластинки слюды и прозрачного стекла соединялись друг с другом швом, который считается в настоящее время утраченным. Другой, до сих пор используемый, тамбурный шов пущен на поверхности и образует сложное декоративное обрамление изображений.
Техника изготовления ковров такова: кусочки разноцветной ткани, пластинки слюды и прозрачного стекла соединялись друг с другом швом, который считается в настоящее время утраченным. Другой, до сих пор используемый, тамбурный шов пущен на поверхности и образует сложное декоративное обрамление изображений.
При Фатх Али-шахе в Персии распространился каджарский стиль, которому была присуща особая роскошь, помпезность. Основой стиля являлась демонстрация величия, торжественности и роскоши. Каджарский стиль отражал вкусы главного заказчика — Фатх Али-шаха, который старался всячески подчеркнуть свою особенность, подражая правителям древнеперсидских династий.
Фатх-Али-шах представлен, согласно европейской традиции парадного портрета, во весь рост на синем фоне. Он одет в тяжелые ниспадающие до ступней одежды. Роскошное парадное облачение шаха включает высокую корону. Несмотря на заимствования элементов западноевропейского искусства, в работах каджарских мастеров очень сильна живописная традиция средневековья — яркие локальные цвета, обилие орнамента. Обрамляют изображения декоративные полосы с переплетающимися растительными рисунками. Возле головы и ног расположены надписи на персидском языке.