В Самарском областном художественном музее представлен один из лучших образцов иранской керамики — рельефная изразцовая панель с сюжетной композицией на тему райского сада. Она расписана подглазурным кобальтом и декорирована богатым орнаментом. Тюльпаны, гвоздики и другие цветы украшают медальон с изображением сидящего юноши и двух прекрасных дев.
Керамические бытовые предметы существуют в той или иной форме во всех культурах. В некоторых культурах они не выходят за рамки чисто утилитарных предметов, а в других, напротив, превращаются в произведения искусства.
Керамическое искусство занимает особое место на Востоке, а в Иране ему отведена исключительная роль. Иранские керамисты внесли огромный вклад в мировую культуру и искусство. Керамические изделия — неотъемлемая часть интерьера жилых и культовых сооружений. Керамика присутствует в мечетях в виде курильниц для благовоний, изразцов, украшающих михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку), а также в домах совершенно разного достатка: это могли быть, например, плошка для риса или изысканный кальян.
Традиционная керамика — феномен, в котором органически связаны две части — форма и содержание. В изделии не могло быть ничего случайного или второстепенного, не было элементов, функция которых сводилась только к декоративной в современном смысле.
Процесс изготовления керамических изделий можно разделить на три основных технологических фазы: нахождение и приготовление сырья, изготовление самих предметов и обжиг. Каждой из фаз соответствовали и определенные ритуалы. Многие технологические достижения иранских керамистов неповторимы и безвозвратно утеряны. Фактически все богатство архитектурной керамики и изразцов других стран — испано-мавританской керамики, пиренейских азулежу, итальянских майолик, турецкого изника — имеет иранские корни. Эта страна — прародительница современной керамики и майолики, которую мастерски переработали талантливые керамисты других стран, подарив ей собственное звучание и колорит.
Керамические бытовые предметы существуют в той или иной форме во всех культурах. В некоторых культурах они не выходят за рамки чисто утилитарных предметов, а в других, напротив, превращаются в произведения искусства.
Керамическое искусство занимает особое место на Востоке, а в Иране ему отведена исключительная роль. Иранские керамисты внесли огромный вклад в мировую культуру и искусство. Керамические изделия — неотъемлемая часть интерьера жилых и культовых сооружений. Керамика присутствует в мечетях в виде курильниц для благовоний, изразцов, украшающих михраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку), а также в домах совершенно разного достатка: это могли быть, например, плошка для риса или изысканный кальян.
Традиционная керамика — феномен, в котором органически связаны две части — форма и содержание. В изделии не могло быть ничего случайного или второстепенного, не было элементов, функция которых сводилась только к декоративной в современном смысле.
Процесс изготовления керамических изделий можно разделить на три основных технологических фазы: нахождение и приготовление сырья, изготовление самих предметов и обжиг. Каждой из фаз соответствовали и определенные ритуалы. Многие технологические достижения иранских керамистов неповторимы и безвозвратно утеряны. Фактически все богатство архитектурной керамики и изразцов других стран — испано-мавританской керамики, пиренейских азулежу, итальянских майолик, турецкого изника — имеет иранские корни. Эта страна — прародительница современной керамики и майолики, которую мастерски переработали талантливые керамисты других стран, подарив ей собственное звучание и колорит.