Авторы карикатурных портретов и дружеских шаржей, посвященных знаменитым артистам балета и балетмейстерам Императорского Мариинского театра в Петербурге — братья Николай (1869–1937 гг.) и Сергей Легат (1875–1905 гг.) — танцовщики, балетмейстеры, педагоги классической хореографии. Они вошли в историю театра как создатели альбома «Русский балет в карикатурах», изданного в 1903 году. Практически вся труппа Мариинского театра попала «на их карандаш». Каждый их этих графических рисунков — остроумный, порой язвительный, но беззлобный шарж, в котором чувствуется симпатия авторов к коллегам по театру. Карикатуры поражают виртуозностью рисунка и выразительностью образов персонажей.
Шарж А.П. Павлова
Время создания
начало XX века
Размер
31,5x23,3 см
Техника
бумага, цветная литография
Коллекция
1
Открыть в приложении#2
#3
Перед Вами — карикатурный портрет Анны Павловны (Матвеевны) Павловой (1881–1931 гг.) — выдающейся классической танцовщицы XX века. На сцене Императорского Мариинского театра Санкт-Петербурга она танцевала ведущие партии классического репертуара: в «Щелкунчике», «Раймонде», «Жизеле». Балерина исполняла главные роли в постановках балетмейстера-реформатора Михаила Фокина — «Шопениане», «Павильоне Армиды», «Египетских ночах» и др. С 1909 года — Павлова одна из самых ярких участниц «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало её мировой известности. В 1913 г. состоялась последняя гастроль Анны Павловой в России.
#5
Афиша работы художника Валентина Серова с силуэтом знаменитой танцовщицы в роли Сильфиды стала эмблемой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. На ней Павлова изображена в позе арабеск, в костюме Сильфиды. Живописец рисовал её в течение одиннадцати сеансов, причем каждый раз он просил балерину позировать в танце, прыгать и исполнять балетные па: только так он мог передать грацию и воздушность её танца.
#4
Знаменитую танцовщицу Анну Павлову карикатуристы — братья Легат — изобразили с явной симпатией, хотя и внесли ироничную ноту. Балерина на их рисунке предстаёт измождённой, с чрезмерно тонкими руками и ногами и огромным подъёмом стопы (худоба в те годы считалась недостатком, ценились коренастые танцовщицы, с развитой мускулатурой и недлинными ногами для устойчивости в танце на пальцах). Авторы шаржа подчеркнули именно эти особенности строения балерины — вытянутая шея и удлинённые, нарочито изогнутые руки и ноги. Размер стопы тоже явно преувеличен (известно, что длина балетной туфельки Анны Павловой составляла 21 сантиметр, 33-й размер по современной градации). Комичность этому изображению придаёт и несоответствие между непропорционально большой головой и хрупкой фигурой танцовщицы. К моменту появления шаржа Анне Павловой было 22 года, она уже имела у публики огромный успех, поражая зрителей грацией, чувственной пластикой и одухотворённостью танца.
#7
Приобретено у Макаровой Е.Н. в составе архива театроведа Макарова В.В. в 1953 г.
читать дальшескрыть
Шарж А.П. Павлова
Время создания
начало XX века
Размер
31,5x23,3 см
Техника
бумага, цветная литография
Коллекция
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться