Нарядные шапочки разного фасона, украшенные золотым шитьем, были основным головным убором адыгских девушек. В экспозиции представлена «дышъэ паIо тандж» — конусообразная шапочка, напоминающая формой мужской шлем. Такой убор обязательно носили с шарфом. Шарф либо надевали поверх шапочки, чтобы прикрыть плечи и спину, оставляя концы спереди, либо прикрепляли к шарику на вершине убора, чтобы он свободно спускался по спине. Также адыгская девушка могла перекрестить под подбородком кончики шарфа и закрепить их на верхушке шапочки.
Шапочка золотошвейная
Время создания
Конец XIX века
Техника
Техника вышивки «адыгэ дышъэ идагъ», басонное плетение. Бархат, кожа, золотная нить, галун.
Коллекция
Выставка
9
Открыть в приложении#3
Шапочка золотошвейная
#5
#4
Изготовление
#2
Все адыгские шапочки, независимо от фасона, создавали на твердой основе, чтобы уборы сохраняли четкую форму. Подкладки шили из кожи или ткани, а саму основу чаще всего обтягивали галуном. Создание галуна — «шъагьэ» — исследователи называют самым древним приемом ткачества, который появился на территории Европы. Адыгские женщины достигли в этом искусстве большого мастерства. Чтобы плести драгоценную тесьму, они пользовались «пхъэмбгъужъый» — четырехугольными тонкими деревянными дощечками размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливали от четырех до шести отверстий, через которые мастерицы протягивали золотые нити двух оттенков, чтобы получить желаемый узор. Красота этих узоров зависела от сложности перебора ниток. Готовую часть галуна мастерицы наматывали на металлический крючок у пояса, который назывался «шагъэкIэрыдз».
#7
«Городская» или «базарная» гладь
#6
Шапочка, представленная в экспозиции, декорирована вышивкой в технике так называемой «городской» или «базарной» глади. Адыги стали украшать одежду таким шитьем в XIX — начале XX веков, хотя появилось оно гораздо раньше. Узор в этой технике вышивали по заранее нарисованному и нашитому на ткань трафарету золотыми или серебряными нитями, закрепляя по краю шелком.
#9
Узоры
#8
Вышивали гладью чаще всего элементы парадного костюма, поэтому узоры адыгские мастерицы выбирали тщательно. Изначально они включали в орнамент элементы окружающего пейзажа, но постепенно орнаменты становились все более схематичными, пока их составляющие не превратились в линии и фигуры: роговидный завиток, круг, крест и другие. Исследователи отмечают, что эти символы восходят к солнечному культу и украшенные ими предметы, по верованиям черкесов, превращались в своеобразные обереги. Поэтому элементами золотого шитья декорировали не только женскую одежду, но и мужские бурки, а также седла и колчаны.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Шапочка золотошвейная
Время создания
Конец XIX века
Техника
Техника вышивки «адыгэ дышъэ идагъ», басонное плетение. Бархат, кожа, золотная нить, галун.
Коллекция
Выставка
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться