Шапочки разных фасонов были традиционным головным убором адыгских девушек. Самыми популярными были три вида шапочек: конусообразные, маленькие и полукруглые, высокие с плоским верхом.
Шапочка галунная с серебряным навершием
Время создания
1892 год
Техника
Ковка, чеканка, гравировка, зернь, чернь, позолота (бархат, золотная нить, кожа, шелк, басонное плетение).
Коллекция
Выставка
17
Открыть в приложении#3
Шапочка галунная с серебряным навершием
#6
#5
Галун
#7
Самой нарядной считалась «золотая шапочка». Изготавливали такой убор из галуна — узорчатой тесьмы, которую ткали на специальных дощечках.
#2
В зависимости от того, насколько широкой была тесьма и насколько сложным должен был получиться узор на ней, мастерица могла использовать от 15 до 95 таких дощечек. В углах каждой из них сверлили по несколько отверстий, в которые продевали разноцветные нити. Их нужно было чередовать в строгом порядке, чтобы получить правильный рисунок. Готовую тесьму швея наматывала на специальный крючок, который крепила к своему поясу.В зависимости от того, насколько широкой была тесьма и насколько сложным должен был получиться узор на ней, мастерица могла использовать от 15 до 95 таких дощечек. В углах каждой из них сверлили по несколько отверстий, в которые продевали разноцветные нити. Их нужно было чередовать в строгом порядке, чтобы получить правильный рисунок. Готовую тесьму швея наматывала на специальный крючок, который крепила к своему поясу.
#8
Начельник
#9
Парадные женские шапочки у адыгов было принято украшать серебряным навершием — начельником. У головного убора из коллекции музея начельник покрыт слоем позолоты и украшен чеканным орнаментом. Его венчают металлические шарики с чернением, зернью и гравировкой, а от зубчиков по краю спускаются короткие цепочки с узорчатыми подвесками.
#10
Золотое шитье
#11
Галунные шапочки декорировали золотым шитьем. Этому искусству девочек в знатных семьях обучали с раннего детства. Считалось, что оно помогало воспитывать чувство вкуса, скромность, послушание и трудолюбие. Также адыгские девушки учились мастерить басонные изделия — цепочки, шарики, кисти из позолоченных нитей. Практически все рукодельные работы юных мастериц становились основой их приданого.
#12
Золотое шитье было важной частью адыгской культуры. Девушки достигали в нем такого мастерства, что их работы покоряли даже иностранцев. Так, в X веке арабский путешественник Аль-Масуди писал:
«Они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом». Несколько веков спустя, в XV столетии, о вышивальщицах упоминал в своей книге, посвященной жизни и быту черкесов, итальянец Джоржио Интериано: «знатные женщины у них не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий; они расшивают узорами кожаные кисеты для огнива и очень красивые кожаные же кушаки».
#13
Золотым и серебряным шитьем украшали не только детали женского костюма, но и мужскую одежду, колчаны для стрел, кисеты, седла. Ближе к XIX веку подобной отделкой начали декорировать веера, часы, футляры для ламп и другие предметы.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Шапочка галунная с серебряным навершием
Время создания
1892 год
Техника
Ковка, чеканка, гравировка, зернь, чернь, позолота (бархат, золотная нить, кожа, шелк, басонное плетение).
Коллекция
Выставка
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться