Традиционный праздничный наряд черкешенок выглядел благородно и торжественно.
Адыгский женский традиционный костюм
Время создания
Конец ХIХ – начало ХХ века
Техника
Бархат, шелк, галун, парчовая нить. Техника вышивки «адыгэ дышъэ идагъ».
Коллекция
Выставка
26
Открыть в приложении#1
Адыгский женский традиционный костюм
#11
#12
Сай
#3
Его основой был сай — распашное платье из бархата или плотного шелка, которое ниспадало до самого пола. Сай богато украшали золотым и серебряным шитьем и галунами — золототкаными лентами или тесьмой из драгоценных металлов. Узоры располагались по бортам, подолу и низу рукавов, а все швы прикрывались галунами. Обычно такие платья были черного и темно-красного цвета, реже встречались синие, темно-зеленые и фиолетовые.
#14
Представленный сай украшен методом адыгской вышивки (адыгэ идагъ). Рисунки на нем выложены золотыми нитями, что свидетельствует о высокой культуре рукоделия адыгов. Также мастера прошлых веков украшали одежду аппликациями из листового серебра и кожи.
#15
Кафтан
#4
Сай девушки надевали на длинную тонкую шелковую рубаху и поверх короткого кафтана. Верх кафтанчика украшали серебряными застежками (кIыIу), а низ, который виднелся между расходящимися полами платья, — вышивкой или галунами.
Ближе к концу XIX столетия кафтан заменил имитировавший его плотный нагрудник. На него нашивали около 16 пар застежек с литыми серебряными петлями, которые спускались от стоячего ворота к поясу. Застегнуть их можно было, только сильно натянув нагрудник, отчего он плотно прилегал к телу.
#16
Рукава
#7
Изначально рукав традиционного платья разрезали либо до плеча, либо до локтя, и он свободно свисал вдоль руки, закрывая кисть. Позднее же появился другой вид рукава: он начинался чуть ниже плеча и постепенно переходил в закругленную лопасть, которая могла доходить до подола платья. К концу ХIХ века такие украшенные лопасти стали отдельным элементом костюма — нарукавными подвесками (Iашъхьа бэлагъ).
#8
Однако какой бы вариант рукава рукодельница ни выбрала для платья, руки девушки никогда не оставались открытыми выше локтя — их закрывал кафтанчик или нижняя рубаха.
#17
Пояс
#9
Сай было принято подпоясывать. Пояс-пряжка представленного наряда был создан из высокопробного серебра. Такие обычно предназначались для девушек и молодых женщин и назывались «пояс косой» (бгырыпх бгъундж).
Важным элементом праздничного женского костюма была традиционная шапочка. Она могла быть высокой или низкой, но любой ее вид украшали вышивкой и серебряным навершием или обтягивали широким галуном. Обязательным дополнением к шапочке служил шарф или платок.
#18
Обувь
#10
Завершали наряд изящные туфельки красного или черного цвета.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Адыгский женский традиционный костюм
Время создания
Конец ХIХ – начало ХХ века
Техника
Бархат, шелк, галун, парчовая нить. Техника вышивки «адыгэ дышъэ идагъ».
Коллекция
Выставка
26
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться