В экспозиции представлена традиционная шапочка — низкая, цилиндрической формы, с плоским верхом. Она обильно украшена растительным орнаментом из стилизованных листьев, стеблей и полумесяцев. Вышивка золотыми и серебряными нитями выполнена в технике гладь. Из бумаги или тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань, а затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя их шелком по контуру узора. Таким образом, трафарет оказывался зашитым в рисунок и использовался только один раз, а вышивка из-за этого получалась более выпуклой. Иногда, как в этой шапочке, контуры обводились тонкой тесьмой.
Дополнительное украшение головного убора — длинная басонная кисть с плетением в виде звезды и полумесяца и шестью короткими нитками бисера. Она прикреплена с помощью шарика из жесткого шнура. Такие шарики часто использовались в качестве застежек, также они могли заменять дорогие серебряные навершия женских головных уборов.
Небольшая тканевая шапочка — неотъемлемая часть адыгского женского костюма. Она была частью одежды женщины и девушки с глубокой древности. Еще в Средневековье красавицы носили высокие остроконечные шапочки. Со временем возросло количество фасонов: конусообразные, маленькие и полукруглые, высокие с плоским верхом. Все шапочки, независимо от фасона, создавали на твердой основе, чтобы уборы сохраняли четкую форму. Подкладки шили из кожи или ткани. Орнамент имел определенное сакральное значение. Поэтому узор для вышивки мастерица выбирала очень тщательно. Изначально на вышивках изображались пейзажи, дикие животные, но затем изображения приобрели схематический характер, превратившись в набор символов и линий. Многие ученые связывают эти символы с культом солнца как светила, особо почитаемого многими древними народами.
Обязательным дополнением к шапочке служил шарф или платок. Шарф либо надевали поверх шапочки, чтобы прикрыть плечи и спину, оставляя концы спереди, либо прикрепляли к навершию убора — шарику, — чтобы ткань свободно спускалась по спине. Также адыгская девушка могла перекрестить кончики шарфа под подбородком и закрепить их на верхушке шапочки.
Экспонат передал в музей в 1972 году житель аула Понежукай Тлехурай К.Т.
Дополнительное украшение головного убора — длинная басонная кисть с плетением в виде звезды и полумесяца и шестью короткими нитками бисера. Она прикреплена с помощью шарика из жесткого шнура. Такие шарики часто использовались в качестве застежек, также они могли заменять дорогие серебряные навершия женских головных уборов.
Небольшая тканевая шапочка — неотъемлемая часть адыгского женского костюма. Она была частью одежды женщины и девушки с глубокой древности. Еще в Средневековье красавицы носили высокие остроконечные шапочки. Со временем возросло количество фасонов: конусообразные, маленькие и полукруглые, высокие с плоским верхом. Все шапочки, независимо от фасона, создавали на твердой основе, чтобы уборы сохраняли четкую форму. Подкладки шили из кожи или ткани. Орнамент имел определенное сакральное значение. Поэтому узор для вышивки мастерица выбирала очень тщательно. Изначально на вышивках изображались пейзажи, дикие животные, но затем изображения приобрели схематический характер, превратившись в набор символов и линий. Многие ученые связывают эти символы с культом солнца как светила, особо почитаемого многими древними народами.
Обязательным дополнением к шапочке служил шарф или платок. Шарф либо надевали поверх шапочки, чтобы прикрыть плечи и спину, оставляя концы спереди, либо прикрепляли к навершию убора — шарику, — чтобы ткань свободно спускалась по спине. Также адыгская девушка могла перекрестить кончики шарфа под подбородком и закрепить их на верхушке шапочки.
Экспонат передал в музей в 1972 году житель аула Понежукай Тлехурай К.Т.