Появление карманных часов специалисты относят к XVII веку, когда был изобретен часовой механизм небольших размеров, который можно было положить в карман одежды. Мужчины обычно носили часы в специальном кармане (пистончике) на цепочке с брелоком, а женщины — на руке как изящный браслет, украшенный драгоценными камнями, или в виде небольшого колье на шее.
На Кавказе карманные часы появились в XIX веке и были предметом роскоши, признаком высокого социального статуса их владельца. Поэтому и хранили их очень бережно, в специальном подчаснике на самом видном месте в доме. Подчасники могли иметь разную форму и размеры.
Представленный в экспозиции подчасник — настенный. Он имеет гитарообразную форму. Этот предмет интерьера изготовила мастерица из аула Пчегатлукай в Адыгее. Для его создания основа из плотного картона была обшита темно-зеленым бархатом. В центре пришит полуовальный карман, который служил местом хранения карманных часов. Подчасник украшен вышивкой золотыми нитями в технике «городское шитье». Так на Кавказе называли вышивку гладью, которая стала популярна в XIX — начале XX века, но считалась менее богатой, чем древнее шитье «в прикреп».
Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань, а затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя их шелком по контуру узора. Иногда контуры обводились тонкой тесьмой. Шитье «гладь» было более выпуклым из-за трафарета из картона или дополнительной прокладки. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках. В конце XIX — начале XX века на одежде, кисетах и веерах можно было одновременно встретить сочетание первого и второго вида шитья.
За основу украшения подчасника мастерица брала растительный черкесский орнамент. Он представляет собой симметричные стебли, формирующие сердцевидную фигуру, которые заканчиваются двумя или более лепестками. Им часто украшались предметы быта, оружие и одежда. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.
На Кавказе карманные часы появились в XIX веке и были предметом роскоши, признаком высокого социального статуса их владельца. Поэтому и хранили их очень бережно, в специальном подчаснике на самом видном месте в доме. Подчасники могли иметь разную форму и размеры.
Представленный в экспозиции подчасник — настенный. Он имеет гитарообразную форму. Этот предмет интерьера изготовила мастерица из аула Пчегатлукай в Адыгее. Для его создания основа из плотного картона была обшита темно-зеленым бархатом. В центре пришит полуовальный карман, который служил местом хранения карманных часов. Подчасник украшен вышивкой золотыми нитями в технике «городское шитье». Так на Кавказе называли вышивку гладью, которая стала популярна в XIX — начале XX века, но считалась менее богатой, чем древнее шитье «в прикреп».
Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань, а затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя их шелком по контуру узора. Иногда контуры обводились тонкой тесьмой. Шитье «гладь» было более выпуклым из-за трафарета из картона или дополнительной прокладки. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках. В конце XIX — начале XX века на одежде, кисетах и веерах можно было одновременно встретить сочетание первого и второго вида шитья.
За основу украшения подчасника мастерица брала растительный черкесский орнамент. Он представляет собой симметричные стебли, формирующие сердцевидную фигуру, которые заканчиваются двумя или более лепестками. Им часто украшались предметы быта, оружие и одежда. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.