Богатая история и культурное наследие кавказских народов нашли свое отражение в национальных костюмах. Интересен тот факт, что, несмотря на большое количество разных адыгских племен, костюм горца удивительно единообразен. Известны только небольшие различия в орнаментах. Это связано во многом со схожей культурой всех адыгских племен и общими для всех природно-географическими условиями проживания.
Современный нам адыгский национальный костюм начинает складываться в XVI–XVII веках. Интересен и тот факт, что разное социальное положение демонстрировалось не столько кроем одежды, сколько качеством ткани. Основными элементами женского костюма были кафтанчик, платье с нагрудником и поясом, головной убор и обувь. Одежду богато украшали различными орнаментами, вышитыми золотыми и серебряными нитями.
Традиционное женское платье — сай — ниспадало до самого пола, имело распашной крой, шилось из бархата или плотного шелка. Сай богато украшали золотым и серебряным шитьем и галунами — золототкаными лентами или тесьмой из драгоценных металлов. Узоры располагались по бортам, подолу и низу рукавов, а все швы прикрывались галунами. Обычно такие платья были черного и темно-красного цвета, реже встречались синие, темно-зеленые и фиолетовые.
Рукав начинался чуть ниже плеча и постепенно переходил в закругленную лопасть, которая могла доходить до подола платья. К концу ХIХ века такие украшенные лопасти стали отдельным элементом костюма — нарукавными подвесками. Руки девушки никогда не оставались открытыми выше локтя: их закрывал кафтанчик или нижняя рубаха. Тонкая талия туго перехватывалась серебряным поясом с чеканкой, который часто инкрустировали драгоценными и полудрагоценными камнями, а также могли дополнять различными подвесками.
В экспозиции музея представлено платье начала ХХ века. Этот праздничный наряд черкешенки сшит из черного атласа и кашемира, застегивается на поясе одним крючком. Наряд богато украшен золотым шитьем и галунами. Платье украшено растительным орнаментом в виде стеблей и трилистников. Такой орнамент был традиционным и получил широкое распространение в связи с появлением на Кавказе ислама: в мусульманской культуре изображение животных и человека запрещено.
Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление ее затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить ее могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.
Современный нам адыгский национальный костюм начинает складываться в XVI–XVII веках. Интересен и тот факт, что разное социальное положение демонстрировалось не столько кроем одежды, сколько качеством ткани. Основными элементами женского костюма были кафтанчик, платье с нагрудником и поясом, головной убор и обувь. Одежду богато украшали различными орнаментами, вышитыми золотыми и серебряными нитями.
Традиционное женское платье — сай — ниспадало до самого пола, имело распашной крой, шилось из бархата или плотного шелка. Сай богато украшали золотым и серебряным шитьем и галунами — золототкаными лентами или тесьмой из драгоценных металлов. Узоры располагались по бортам, подолу и низу рукавов, а все швы прикрывались галунами. Обычно такие платья были черного и темно-красного цвета, реже встречались синие, темно-зеленые и фиолетовые.
Рукав начинался чуть ниже плеча и постепенно переходил в закругленную лопасть, которая могла доходить до подола платья. К концу ХIХ века такие украшенные лопасти стали отдельным элементом костюма — нарукавными подвесками. Руки девушки никогда не оставались открытыми выше локтя: их закрывал кафтанчик или нижняя рубаха. Тонкая талия туго перехватывалась серебряным поясом с чеканкой, который часто инкрустировали драгоценными и полудрагоценными камнями, а также могли дополнять различными подвесками.
В экспозиции музея представлено платье начала ХХ века. Этот праздничный наряд черкешенки сшит из черного атласа и кашемира, застегивается на поясе одним крючком. Наряд богато украшен золотым шитьем и галунами. Платье украшено растительным орнаментом в виде стеблей и трилистников. Такой орнамент был традиционным и получил широкое распространение в связи с появлением на Кавказе ислама: в мусульманской культуре изображение животных и человека запрещено.
Такая одежда была очень дорогой, и на изготовление ее затрачивались годы кропотливого труда, поэтому носить ее могли только женщины высших сословий, а в конце XIX века, в подражание знати, — девушки из самых зажиточных крестьянских семей.