Мягкие монашеские шапочки, подобные представленной в экспозиции Каргопольского музея, были обычным головным убором не только монашества, но и вообще православного духовенства.
Шапочка сшита из двух кусков бархатной ткани и запечатана с четырех сторон сюжетными изображениями. Первое — сцена Благовещения: на стуле восседает Дева Мария, перед Ней — престол с раскрытым Евангелием и благовествующий архангел Гавриил. Второе представляет архистратига Михаила в окружении ангельского воинства. На третьей стороне помещен образ Богоматери Одигитрии в овальной рамке. На четвертом изображении, также заключенном в овал, — молящийся перед Распятием схимник.
По внешнему краю рамки выведена надпись: «Святитель Христовъ Митрофан моли Христа Бога о душахъ нашихъ». Упомянутый святой, епископ Воронежский и Елецкий, в миру Михаил, получил воспитание «в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере», был женат, а овдовев, принял постриг под именем Митрофан. Прославившись строгой монашеской жизнью, в 1682 году он стал епископом, поддерживал Петра I, организовавшего в Воронеже корабельную верфь, участвовал в Азовском походе 1696 года. В схиме Митрофан принял имя Макария, а в 1832 году был прославлен в лике святителей.
Текст на печатном клейме с изнаночной стороны шапочки («Ф<абрика> Б<ратьев> КРЕСТОВНИКОВЫХЪ») указывает на место изготовления ткани для этого предмета облачения.
Братья Александр, Ксенофонт и Константин Крестовниковы основали свое товарищество в 1831 году. Почетные граждане Москвы, купцы первой московской гильдии, они владели ткацко-прядильной фабрикой в селе Поляна Московского уезда, где трудились 175 работников. Для производства высококачественной пряжи закупали американский хлопок. Продукцию фабрики много раз отмечали наградами на различных выставках, включая орден Почетного Легиона на Всемирной выставке 1889 года.
В 1861 году фабрика была официально назначена поставщиком Двора Его Императорского Величества, а ее владельцы получили высокое право помечать свою продукцию изображением государственного герба.