Напрестольный, или алтарный крест, наравне с Евангелием и антиминсом, составляет обязательную принадлежность святого престола. Этим крестом священник осеняет паству, освящает воду в праздник Богоявления, к нему прикладываются верующие по окончании Литургии, во время венчания и других торжественных служб.
На лицевой стороне креста, в средокрестии, находится фигура распятого Христа как напоминание о вершине Его подвига, искупительной жертве во спасение рода человеческого. Резные клейма представляют каждая свой сюжет.
Справа помещено «Уверение Фомы». Согласно Евангелию, он усомнился в рассказе других учеников о том, что они видели воскресшего Иисуса, поскольку сам при этом не присутствовал. Узрев же Учителя и убедившись в истинности происходящего, Фома, бывший, по словам Иоанна Златоуста, «некогда слабее других… в вере», сделался самым ревностным и неутомимым из апостолов Слова Христова.
Сцена слева повествует о женах-мироносицах, которые первыми пришли ко Гробу Господню, чтобы умастить тело Иисуса благовониями, и которым явился ангел с вестью о Воскресении Христовом.
Сюжет нижней розетки — «Снятие с креста», эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса.
В музеях Каргополя и Архангельска сосредоточено большое количество резных крестов, которые объединяют общие характерные детали, в том числе необычные шестилопастные розетки, завершающие ветви крестовины. В музейные фонды экспонаты поступили из окрестных храмов. Исходя из этого, исследователи полагают, что подобные изделия изготавливала конкретная мастерская одного из регионов Русского Севера. Точное ее местоположение пока не удалось установить.
По всей видимости, сцены для розеток резались отдельно, «поточным методом», а затем монтировались на заготовки крестов или складней, исполнявшихся на заказ или для широкого рынка. Судя по обилию сохранившихся образцов, спрос на такую продукцию был велик.
Датировка крестов предположительна. Нижней границей считается конец XVII века, верхней — XVIII столетие.