Шапочка галунная, Шапочка золотошвейная
Время создания
Конец XIX в
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Шапочка галунная, Шапочка золотошвейная
#16
#17
#2
Шапочки разных фасонов были традиционным головным убором адыгских девушек. Самыми популярными были три вида шапочек: конусообразные, маленькие и полукруглые, высокие с плоским верхом.
#3
Самой нарядной считалась «золотая шапочка». Изготавливали такой убор из галуна — узорчатой тесьмы, которую ткали на специальных дощечках.
#4
В зависимости от того, насколько широкой была тесьма и насколько сложным должен был получиться узор на ней, мастерица могла использовать от 15 до 95 таких дощечек. В углах каждой из них сверлили по несколько отверстий, в которые продевали разноцветные нити. Их нужно было чередовать в строгом порядке, чтобы получить правильный рисунок. Готовую тесьму швея наматывала на специальный крючок, который крепила к своему поясу.
#5
Парадные женские шапочки у адыгов было принято украшать серебряным навершием — начельником. У головного убора из коллекции музея начельник покрыт слоем позолоты и украшен чеканным орнаментом. Его венчают металлические шарики с чернением, зернью и гравировкой, а от зубчиков по краю спускаются короткие цепочки с узорчатыми подвесками.
#6
Галунные шапочки декорировали золотым шитьем. Этому искусству девочек в знатных семьях обучали с раннего детства. Считалось, что оно помогало воспитывать чувство вкуса, скромность, послушание и трудолюбие. Также адыгские девушки учились мастерить басонные изделия — цепочки, шарики, кисти из позолоченных нитей. Практически все рукодельные работы юных мастериц становились основой их приданого.
#7
Золотое шитье было важной частью адыгской культуры. Девушки достигали в нем такого мастерства, что их работы покоряли даже иностранцев. Так, в X веке арабский путешественник Аль-Масуди писал:
«Они носят белые одежды, римскую парчу, пурпур, иные виды шелковых материй, затканных золотом».
#15
Несколько веков спустя, в XV столетии, о вышивальщицах упоминал в своей книге, посвященной жизни и быту черкесов, итальянец Джоржио Интериано:
«Знатные женщины у них не занимаются никакой работой, за исключением вышивания и украшения кожаных изделий; они расшивают узорами кожаные кисеты для огнива и очень красивые кожаные же кушаки».
#8
Золотым и серебряным шитьем украшали не только детали женского костюма, но и мужскую одежду, колчаны для стрел, кисеты, седла. Ближе к XIX веку подобной отделкой начали декорировать веера, часы, футляры для ламп и другие предметы.
#10
Шапочка золотошвейная
#9
#11
Нарядные шапочки разного фасона, украшенные золотым шитьем, были основным головным убором адыгских девушек. В экспозиции представлена «дышъэ паIо тандж» — конусообразная шапочка, напоминающая формой мужской шлем. Такой убор обязательно носили с шарфом. Шарф либо надевали поверх шапочки, чтобы прикрыть плечи и спину, оставляя концы спереди, либо прикрепляли к шарику на вершине убора, чтобы он свободно спускался по спине. Также адыгская девушка могла перекрестить под подбородком кончики шарфа и закрепить их на верхушке шапочки.
#12
Все адыгские шапочки, независимо от фасона, создавали на твердой основе, чтобы уборы сохраняли четкую форму. Подкладки шили из кожи или ткани, а саму основу чаще всего обтягивали галуном. Создание галуна — «шъагьэ» — исследователи называют самым древним приемом ткачества, который появился на территории Европы. Адыгские женщины достигли в этом искусстве большого мастерства. Чтобы плести драгоценную тесьму, они пользовались «пхъэмбгъужъый» — четырехугольными тонкими деревянными дощечками размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливали от четырех до шести отверстий, через которые мастерицы протягивали золотые нити двух оттенков, чтобы получить желаемый узор. Красота этих узоров зависела от сложности перебора ниток. Готовую часть галуна мастерицы наматывали на металлический крючок у пояса, который назывался «шагъэкIэрыдз».
#13
Шапочка, представленная в экспозиции, декорирована вышивкой в технике так называемой «городской» или «базарной» глади. Адыги стали украшать одежду таким шитьем в XIX — начале XX веков, хотя появилось оно гораздо раньше. Узор в этой технике вышивали по заранее нарисованному и нашитому на ткань трафарету золотыми или серебряными нитями, закрепляя по краю шелком.
#14
Вышивали гладью чаще всего элементы парадного костюма, поэтому узоры адыгские мастерицы выбирали тщательно. Изначально они включали в орнамент элементы окружающего пейзажа, но постепенно орнаменты становились все более схематичными, пока их составляющие не превратились в линии и фигуры: роговидный завиток, круг, крест и другие. Исследователи отмечают, что эти символы восходят к солнечному культу и украшенные ими предметы, по верованиям черкесов, превращались в своеобразные обереги. Поэтому элементами золотого шитья декорировали не только женскую одежду, но и мужские бурки, а также седла и колчаны.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Шапочка галунная, Шапочка золотошвейная
Время создания
Конец XIX в
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться