Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Культура и быт адыгов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кожаный мешок с ножом

Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Кожа, кость, дерево, металл.
4
Открыть в приложении
#1
Кожаный мешок с ножом
#4
Кожаный мешок с ножом (по-адыгски — «шъо дзыо шъэжъые игъусэу») был обязательной частью снаряжения каждого охотника. Чаще всего такие мешки делали из прочной кожи волов. В них носили приспособления для разведения костра: кремень и огниво (железный брусок с отогнутыми концами), трут, который разгорался от попадавших на него искр, а также пульки, пороховницу и другие небольшие предметы. Перед выходом на охоту в мешок обязательно укладывали небольшой запас продовольствия, чаще всего хлеб и сухие приправы, а уже в лесу охотник переносил в нем добытую мелкую дичь.
#2

Охотничий промысел адыгов

#3
Охота была одним из основных адыгских промыслов. Так, в конце ХVIII из Черкесии ежегодно вывозили на продажу около 200 тысяч волчьих и лисьих шкур, 5 тысяч куньих и 3 тысячи медвежьих.
#5
Защитником лесов и покровителем охотников адыги считали языческого бога Мэзытха. Традиционно его представляли и изображали с посеребренными рогами. Восседал Мэзытх на кабане. Адыгский фольклорист Хан-Гирей в своих работах указывал, что
«данное божество изображалось ездящим на златощетинистой свинье, и его повелением олени сходились на лугах и там какие-то девы их доили…».
#6
А советский этнограф и кавказовед Леонид Лавров считал, что
«рога охотничьего бога, как в другом случае златощетинистая свинья, на которой он едет, свидетельствуют, что до возникновения веры в Мэзытха существовало обожествление самого зверя, от которого зависело благосостояние охотника».
#8

Традиции охоты

#7
Чтобы умилостивить могущественного Мэзытха, охотники приносили ему щедрые жертвы, а также соблюдали в лесах особые правила. Если на охоту выходили группой, то добычу делили поровну между всеми участниками, а голову убитого зверя непременно оставляли у священного дерева в дар божеству. Внутренности животного съедали на месте, а шкура доставалась тому охотнику, от чьей руки зверь пал.
#9
Адыги верили, что животные слышат и понимают человеческий язык. Чтобы скрыть от них свои намерения, в лесу общались на специальном языке — «шэкlуабзэ». «Шэкlуабзэ» был атрибутом многих мужских союзов, в том числе охотников и наездников.
#10
Во время охоты животных либо загоняли, либо устраивали на них засады: ставили в лесах силки и сети, железные и деревянные капканы. В фольклоре сохранились свидетельства того, что в охоте адыгам помогали собаки и ястребы. А XIX веке охотиться стали с помощью огнестрельного оружия, в частности ружей.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кожаный мешок с ножом

Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Кожа, кость, дерево, металл.
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%