Кожаный мешок с ножом (по-адыгски — «шъо дзыо шъэжъые игъусэу») был обязательной частью снаряжения каждого охотника. Чаще всего такие мешки делали из прочной кожи волов. В них носили приспособления для разведения костра: кремень и огниво (железный брусок с отогнутыми концами), трут, который разгорался от попадавших на него искр, а также пульки, пороховницу и другие небольшие предметы. Перед выходом на охоту в мешок обязательно укладывали небольшой запас продовольствия, чаще всего хлеб и сухие приправы, а уже в лесу охотник переносил в нем добытую мелкую дичь.
Кожаный мешок с ножом
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Кожа, кость, дерево, металл.
Коллекция
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Кожаный мешок с ножом
#4
#2
Охотничий промысел адыгов
#3
Охота была одним из основных адыгских промыслов. Так, в конце ХVIII из Черкесии ежегодно вывозили на продажу около 200 тысяч волчьих и лисьих шкур, 5 тысяч куньих и 3 тысячи медвежьих.
#5
Защитником лесов и покровителем охотников адыги считали языческого бога Мэзытха. Традиционно его представляли и изображали с посеребренными рогами. Восседал Мэзытх на кабане. Адыгский фольклорист Хан-Гирей в своих работах указывал, что
«данное божество изображалось ездящим на златощетинистой свинье, и его повелением олени сходились на лугах и там какие-то девы их доили…».
#6
А советский этнограф и кавказовед Леонид Лавров считал, что
«рога охотничьего бога, как в другом случае златощетинистая свинья, на которой он едет, свидетельствуют, что до возникновения веры в Мэзытха существовало обожествление самого зверя, от которого зависело благосостояние охотника».
#8
Традиции охоты
#7
Чтобы умилостивить могущественного Мэзытха, охотники приносили ему щедрые жертвы, а также соблюдали в лесах особые правила. Если на охоту выходили группой, то добычу делили поровну между всеми участниками, а голову убитого зверя непременно оставляли у священного дерева в дар божеству. Внутренности животного съедали на месте, а шкура доставалась тому охотнику, от чьей руки зверь пал.
#9
Адыги верили, что животные слышат и понимают человеческий язык. Чтобы скрыть от них свои намерения, в лесу общались на специальном языке — «шэкlуабзэ». «Шэкlуабзэ» был атрибутом многих мужских союзов, в том числе охотников и наездников.
#10
Во время охоты животных либо загоняли, либо устраивали на них засады: ставили в лесах силки и сети, железные и деревянные капканы. В фольклоре сохранились свидетельства того, что в охоте адыгам помогали собаки и ястребы. А XIX веке охотиться стали с помощью огнестрельного оружия, в частности ружей.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Кожаный мешок с ножом
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Кожа, кость, дерево, металл.
Коллекция
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться