Коллекция Минусинского музея, посвященная шаманизму и шаманской атрибутике, насчитывает более 250 предметов. Они отражают религиозные верования нескольких коренных народов: хакасов, тувинцев, остяков (хантов), тунгусов и алтайцев.
Официально хакасы считались христианами. Однако в их жизни важное место занимал шаманизм — ранняя религия, в основе которой лежало ритуальное общение шаманов с духами, камлание.
По верованиям, весь материальный мир, который окружал человека, в том числе долины, леса, реки, небо и подземное пространство, населяло множество добрых и злых духов. А людям нужно было их задабривать.
Хакасы разделяли духов на небесных и подземных. Во главе небесных духов (чайаан) стоял бог Ульгень. Эти существа были добрыми и несли людям благополучие и счастье. Подземные же духи (айналар) во главе с повелителем подземного мира Эрлик-ханом (или Ил-ханом) причиняли зло и посылали болезни.
Также выделяли духов-тесей. По народным представлениям, теси были невидимыми вечными существами. Считалось, что они выбирают себе хозяев среди шаманов и становятся его послушными помощниками. Чем больше у жреца тесей, тем он могущественней.
Шаман (кам) выступал посредником между творцами мира, человеком и духами. От слова «кам» произошло и название самого обряда камлания. Во время него хакасские шаманы облачались в специальные ритуальные костюмы: куртку (или плащ), шапку и сапоги.
Ритуальный головной убор шамана у хакасов называется Хам пюрик. Такую шапку шили из куска шерстяной ткани красного цвета, по форме она напоминала цилиндр. Качинские шаманские шапки обязательно имели хвост-косу из пучка лент или суконной широкой ленты.
На верхнюю часть шапки пришивали подобие птичьего клюва или перья хищной птицы. Она откидывалась назад. Всю поверхность шапки украшали раковинами моллюска каури (чыланмас) и перламутровыми пуговицами, а края обшивали тесемками, чтобы они закрывали лицо шамана. Во время камлания жрец смотрел сквозь них.
Весь ритуальный костюм символизировал птицу, в которую шаман мог превратиться в нужный момент, — когда искал во время ритуала своих врагов или сражался с ними.
Официально хакасы считались христианами. Однако в их жизни важное место занимал шаманизм — ранняя религия, в основе которой лежало ритуальное общение шаманов с духами, камлание.
По верованиям, весь материальный мир, который окружал человека, в том числе долины, леса, реки, небо и подземное пространство, населяло множество добрых и злых духов. А людям нужно было их задабривать.
Хакасы разделяли духов на небесных и подземных. Во главе небесных духов (чайаан) стоял бог Ульгень. Эти существа были добрыми и несли людям благополучие и счастье. Подземные же духи (айналар) во главе с повелителем подземного мира Эрлик-ханом (или Ил-ханом) причиняли зло и посылали болезни.
Также выделяли духов-тесей. По народным представлениям, теси были невидимыми вечными существами. Считалось, что они выбирают себе хозяев среди шаманов и становятся его послушными помощниками. Чем больше у жреца тесей, тем он могущественней.
Шаман (кам) выступал посредником между творцами мира, человеком и духами. От слова «кам» произошло и название самого обряда камлания. Во время него хакасские шаманы облачались в специальные ритуальные костюмы: куртку (или плащ), шапку и сапоги.
Ритуальный головной убор шамана у хакасов называется Хам пюрик. Такую шапку шили из куска шерстяной ткани красного цвета, по форме она напоминала цилиндр. Качинские шаманские шапки обязательно имели хвост-косу из пучка лент или суконной широкой ленты.
На верхнюю часть шапки пришивали подобие птичьего клюва или перья хищной птицы. Она откидывалась назад. Всю поверхность шапки украшали раковинами моллюска каури (чыланмас) и перламутровыми пуговицами, а края обшивали тесемками, чтобы они закрывали лицо шамана. Во время камлания жрец смотрел сквозь них.
Весь ритуальный костюм символизировал птицу, в которую шаман мог превратиться в нужный момент, — когда искал во время ритуала своих врагов или сражался с ними.