Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Этносы Саяно-Алтая»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бубен хакасского шамана

Время создания
XIX век
Место создания
Енисейская губерния, Минусинский округ
Размер
67x57 см
Техника
дерево, кожа, металл, ручная работа
2
Открыть в приложении
#2
До середины XIX века среди хакасов был распространен шаманизм. По их представлениям, мир наполняли бесчисленные духи — добрые и злые. Посредником между творцами мира, человеком и духами был шаман — кам. Считалось, что у него должна быть лишняя кость в теле.
 
Самым важным шаманским атрибутом считали бубен. Сделать его мог не каждый, важно было соблюсти все правила и обычаи. Материал для боковой части корпуса — обечайки — мастер откалывал от живого дерева, не срубая его. Местонахождение такого дерева указывал сам шаман. Затем обечайку обтягивали кожей и наносили символические рисунки.
 
Качинцы, ветвь хакасской народности, на лицевой стороне бубна изображали духов, которые якобы помогают шаману: кукушку, двух орлов, двух других белых птиц и человекоподобного духа верхом на коне.

У каждого рисунка было свое значение. Считалось, что кукушка вторила шаману, когда он камлал (общался с духами) и описывал горы и воды, которые преодолевал в верхнем мире. Этим птица усиливала его волшебный дар. Без изображения кукушки владелец бубна не мог молиться божествам верхнего мира.
 
Два орла символизировали духов, которые во время камлания становились зрением шамана, — они помогали ему описывать горы и воды в верхнем мире. Также считалось, что они исцеляют от кашля. Две белые птицы излечивали болезни глаз. А человекоподобный дух помогал выяснить, из-за кого заболел тот, кто пригласил шамана совершить обряд.
 
Помимо духов-помощников, в верхней части бубнов качинцы рисовали солнце, луну, семь звезд (Большую Медведицу), вечернюю зарницу, утреннюю зарницу (Венеру) и две березы. Около одной из берез изображали фигуру самого хозяина бубна. На рисунке он стоял с тканевыми лоскутами в руках — ими шаманы обмахивались во время камлания.
 
Когда бубен был готов, совершали обряд его «оживления». Для этого шаман искал кут — душу животного, шкурой которого обтянули бубен, — и ловил ее. Тогда бубен «оживал».
 
Качинцы считали бубен священным предметом — пользоваться им мог только тот, для кого его сделали. После смерти шамана бубен вешали на дерево, недалеко от места его погребения. Колотушку родственники оставляли у себя и позже передавали ее преемнику шамана.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бубен хакасского шамана

Время создания
XIX век
Место создания
Енисейская губерния, Минусинский округ
Размер
67x57 см
Техника
дерево, кожа, металл, ручная работа
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%