До середины XIX века среди хакасов был распространен шаманизм. По их представлениям, мир наполняли бесчисленные духи — добрые и злые. Посредником между творцами мира, человеком и духами был шаман — кам. Считалось, что у него должна быть лишняя кость в теле.
Самым важным шаманским атрибутом считали бубен. Сделать его мог не каждый, важно было соблюсти все правила и обычаи. Материал для боковой части корпуса — обечайки — мастер откалывал от живого дерева, не срубая его. Местонахождение такого дерева указывал сам шаман. Затем обечайку обтягивали кожей и наносили символические рисунки.
Качинцы, ветвь хакасской народности, на лицевой стороне бубна изображали духов, которые якобы помогают шаману: кукушку, двух орлов, двух других белых птиц и человекоподобного духа верхом на коне.
Два орла символизировали духов, которые во время камлания становились зрением шамана, — они помогали ему описывать горы и воды в верхнем мире. Также считалось, что они исцеляют от кашля. Две белые птицы излечивали болезни глаз. А человекоподобный дух помогал выяснить, из-за кого заболел тот, кто пригласил шамана совершить обряд.
Помимо духов-помощников, в верхней части бубнов качинцы рисовали солнце, луну, семь звезд (Большую Медведицу), вечернюю зарницу, утреннюю зарницу (Венеру) и две березы. Около одной из берез изображали фигуру самого хозяина бубна. На рисунке он стоял с тканевыми лоскутами в руках — ими шаманы обмахивались во время камлания.
Когда бубен был готов, совершали обряд его «оживления». Для этого шаман искал кут — душу животного, шкурой которого обтянули бубен, — и ловил ее. Тогда бубен «оживал».
Качинцы считали бубен священным предметом — пользоваться им мог только тот, для кого его сделали. После смерти шамана бубен вешали на дерево, недалеко от места его погребения. Колотушку родственники оставляли у себя и позже передавали ее преемнику шамана.
Самым важным шаманским атрибутом считали бубен. Сделать его мог не каждый, важно было соблюсти все правила и обычаи. Материал для боковой части корпуса — обечайки — мастер откалывал от живого дерева, не срубая его. Местонахождение такого дерева указывал сам шаман. Затем обечайку обтягивали кожей и наносили символические рисунки.
Качинцы, ветвь хакасской народности, на лицевой стороне бубна изображали духов, которые якобы помогают шаману: кукушку, двух орлов, двух других белых птиц и человекоподобного духа верхом на коне.
У каждого рисунка было свое значение. Считалось, что кукушка вторила шаману, когда он камлал (общался с духами) и описывал горы и воды, которые преодолевал в верхнем мире. Этим птица усиливала его волшебный дар. Без изображения кукушки владелец бубна не мог молиться божествам верхнего мира.
Два орла символизировали духов, которые во время камлания становились зрением шамана, — они помогали ему описывать горы и воды в верхнем мире. Также считалось, что они исцеляют от кашля. Две белые птицы излечивали болезни глаз. А человекоподобный дух помогал выяснить, из-за кого заболел тот, кто пригласил шамана совершить обряд.
Помимо духов-помощников, в верхней части бубнов качинцы рисовали солнце, луну, семь звезд (Большую Медведицу), вечернюю зарницу, утреннюю зарницу (Венеру) и две березы. Около одной из берез изображали фигуру самого хозяина бубна. На рисунке он стоял с тканевыми лоскутами в руках — ими шаманы обмахивались во время камлания.
Когда бубен был готов, совершали обряд его «оживления». Для этого шаман искал кут — душу животного, шкурой которого обтянули бубен, — и ловил ее. Тогда бубен «оживал».
Качинцы считали бубен священным предметом — пользоваться им мог только тот, для кого его сделали. После смерти шамана бубен вешали на дерево, недалеко от места его погребения. Колотушку родственники оставляли у себя и позже передавали ее преемнику шамана.