В коллекции Минусинского музея более 250 предметов, связанных с религиозными верованиями нескольких коренных народов: хакасов, тувинцев, остяков (хантов), тунгусов и алтайцев.
До середины XIX века среди хакасов был распространен шаманизм. У каждого шамана (кама) была своя гора, на которой, по верованиям, обитали духи-охранники, тёсы. Считалось, что сильные шаманы получали духов от звезд, огня и молний.
Шаманские тёсы делились на «чистых» и «нечистых», их различали по полу и возрасту, а также по назначению. Тёсов изображали в виде различных зверей и птиц, змей и вихря.
Во время камлания хакасские шаманы надевали специальные ритуальные костюмы: куртки, шапки и сапоги. Все предметы костюма для них шили родственники.
Хакасы верили, что шаманская куртка защищала хозяина, как броня или кольчуга. К куртке пришивали матерчатые ленты — каждая означала духов, которые окружали шамана во время камлания. Глазами тёсов считали мелкие бусинки, которыми также украшали одеяние. Их могло быть от 50 и более.
На спину куртки крепили кожаную ленту с колокольчиками-шаркунцами — они отпугивали нечистую силу и предохраняли жреца от злых намерений со стороны других шаманов.
На груди кама висели крупные колокольчики — ботала. Во время транса шаман представлял, как едет верхом, и звоном колокольчиков имитировал топот бегущего табуна.
К шаманской куртке также пришивали пару крыльев ворона или коршуна. А весь костюм символизировал птицу, в которую превращается шаман, когда посещает другие миры, — орла, беркута или сову.
Простым смертным нельзя было трогать, надевать и даже разглядывать шаманский костюм. Поэтому его хранили в специальном чехле вдали от чужих глаз. Каждые три-шесть лет шаманское одеяние нужно было обновлять. Когда костюм совсем изнашивался, его вешали в лесу на дереве, чтобы обитающие в нем духи могли его покинуть и привязаться к новому наряду другого шамана. После смерти жреца на сороковой день его ритуальную одежду также «хоронили», вешая на дерево.
Хакасский шаманизм перекликается с древними религиозными учениями Ирана и Средней Азии. Борьба двух божеств — доброго и злого, особое значение культа огня, сложное понятие о душе, схожие названия божеств — все это указывает на культурную связь народов Сибири с народами Ирана, Тибета и даже Индии.
До середины XIX века среди хакасов был распространен шаманизм. У каждого шамана (кама) была своя гора, на которой, по верованиям, обитали духи-охранники, тёсы. Считалось, что сильные шаманы получали духов от звезд, огня и молний.
Шаманские тёсы делились на «чистых» и «нечистых», их различали по полу и возрасту, а также по назначению. Тёсов изображали в виде различных зверей и птиц, змей и вихря.
Во время камлания хакасские шаманы надевали специальные ритуальные костюмы: куртки, шапки и сапоги. Все предметы костюма для них шили родственники.
Хакасы верили, что шаманская куртка защищала хозяина, как броня или кольчуга. К куртке пришивали матерчатые ленты — каждая означала духов, которые окружали шамана во время камлания. Глазами тёсов считали мелкие бусинки, которыми также украшали одеяние. Их могло быть от 50 и более.
На спину куртки крепили кожаную ленту с колокольчиками-шаркунцами — они отпугивали нечистую силу и предохраняли жреца от злых намерений со стороны других шаманов.
На груди кама висели крупные колокольчики — ботала. Во время транса шаман представлял, как едет верхом, и звоном колокольчиков имитировал топот бегущего табуна.
К шаманской куртке также пришивали пару крыльев ворона или коршуна. А весь костюм символизировал птицу, в которую превращается шаман, когда посещает другие миры, — орла, беркута или сову.
Простым смертным нельзя было трогать, надевать и даже разглядывать шаманский костюм. Поэтому его хранили в специальном чехле вдали от чужих глаз. Каждые три-шесть лет шаманское одеяние нужно было обновлять. Когда костюм совсем изнашивался, его вешали в лесу на дереве, чтобы обитающие в нем духи могли его покинуть и привязаться к новому наряду другого шамана. После смерти жреца на сороковой день его ритуальную одежду также «хоронили», вешая на дерево.
Хакасский шаманизм перекликается с древними религиозными учениями Ирана и Средней Азии. Борьба двух божеств — доброго и злого, особое значение культа огня, сложное понятие о душе, схожие названия божеств — все это указывает на культурную связь народов Сибири с народами Ирана, Тибета и даже Индии.