Шаманский набор эвенков состоит из 11 кованых металлических предметов: трех фигурок птиц, двух антропоморфных (человекоподобных) фигурок, изображений рыбы, змеи и двух пресмыкающихся, а также двух подвесок с отростками на концах.
Согласно легенде, предметы нашли в Восточной Сибири возле дерева, на ветвях которого было захоронение эвенкийского шамана. Фигурки были вручную выкованы из металла — предположительно, в ХVII-ХVIII веках. В музей набор передал коллекционер Александр Ларкин.
Мироздание, по представлению эвенков, делилось на верхний мир, срединный и нижний миры: они символизировали небеса, землю и подземелье. В верхнем и нижнем мирах обитали духи. Шаманы были посредниками между ними и людьми. Они могли не только видеть иную реальность, но и путешествовать по мирам во время камлания — ритуального общения с духами.
Шаманский набор отражал эти мифологические представления. У фигурок птиц — предположительно, это гагары — обозначены приподнятая голова, распластанные или сложенные крылья и хвост. Они символизировали верхний мир, где обитали божества.
У антропоморфных фигурок мастер изобразил прямые ноги, расставленные в стороны. Руки одного «человечка» выполнены в виде прямых бороздок, а у другого — приподняты. На их головах обозначены глаза и рот в виде точечных углублений. Эти изображения относились к среднему миру, в нем жили люди и все животные.
Фигурки пресмыкающихся, змеи и рыбы символизировали нижний, подземный мир, куда уходили души умерших. У пресмыкающихся четко выделяются головы и хвосты, нос одного из них приподнят, а у другого мастер наметил конечности, глаза и рот. На рыбьем хвосте насечками обозначена чешуя. Голова и хвост змеи приподняты и загнуты, а глаза и чешуя выполнены в виде точечных насечек.
На концах двух удлиненных подвесок выкованы отростки: они изображают рога оленя и голову птицы. Такие подвески крепились к ногам шамана во время камлания. Из сакральных предметов у жреца так же были бубен и колотушка.
Считалось, что подвески помогали шаману проникать в каждый из трех миров, призывать духов на помощь и проводить обряд камлания, чтобы лечить соплеменников и предсказывать будущее.
Согласно легенде, предметы нашли в Восточной Сибири возле дерева, на ветвях которого было захоронение эвенкийского шамана. Фигурки были вручную выкованы из металла — предположительно, в ХVII-ХVIII веках. В музей набор передал коллекционер Александр Ларкин.
Мироздание, по представлению эвенков, делилось на верхний мир, срединный и нижний миры: они символизировали небеса, землю и подземелье. В верхнем и нижнем мирах обитали духи. Шаманы были посредниками между ними и людьми. Они могли не только видеть иную реальность, но и путешествовать по мирам во время камлания — ритуального общения с духами.
Шаманский набор отражал эти мифологические представления. У фигурок птиц — предположительно, это гагары — обозначены приподнятая голова, распластанные или сложенные крылья и хвост. Они символизировали верхний мир, где обитали божества.
У антропоморфных фигурок мастер изобразил прямые ноги, расставленные в стороны. Руки одного «человечка» выполнены в виде прямых бороздок, а у другого — приподняты. На их головах обозначены глаза и рот в виде точечных углублений. Эти изображения относились к среднему миру, в нем жили люди и все животные.
Фигурки пресмыкающихся, змеи и рыбы символизировали нижний, подземный мир, куда уходили души умерших. У пресмыкающихся четко выделяются головы и хвосты, нос одного из них приподнят, а у другого мастер наметил конечности, глаза и рот. На рыбьем хвосте насечками обозначена чешуя. Голова и хвост змеи приподняты и загнуты, а глаза и чешуя выполнены в виде точечных насечек.
На концах двух удлиненных подвесок выкованы отростки: они изображают рога оленя и голову птицы. Такие подвески крепились к ногам шамана во время камлания. Из сакральных предметов у жреца так же были бубен и колотушка.
Считалось, что подвески помогали шаману проникать в каждый из трех миров, призывать духов на помощь и проводить обряд камлания, чтобы лечить соплеменников и предсказывать будущее.