Бирка для счета песен была обязательным атрибутом медвежьего праздника. Коренные сибирские народы отмечали его, когда добывали медведя. В коллекцию музея бирку передала этнограф, доктор исторических наук Надежда Лукина. Она была почетной гостьей на настоящем медвежьем празднике хантов реки Юган.
У хантов, селькупов и эвенков охота на медведя была частью национального медвежьего праздника. Этот ритуал с древности и до XX века проводили коренные народы Сибири, в том числе и жители Томской области.
Медведя считали прародителем и тотемом, сыном верховного бога Торума. По верованиям, если медведь встает на задние лапы и открывает брюхо, то он сам сдается на милость охотника. Так в него перерождается кто-то из уже умерших родственников, который хочет отправиться на праздник — в гости к своим. Именно поэтому охотники верили, что не убивают медведя, а исполняют своеобразную просьбу умершего. Смерть ему не страшна, потому что он снова переродится.
Убитого медведя с большими почестями привозили в деревню, варили мясо в больших котлах, а снятую шкуру с головой и лапами клали на специальный помост. Голову животного украшали бусами. Перед медведем ставили специальное угощение из ягод и лепешек в берестяной коробке. Охотник сидел в стороне и говорил: «Это не я тебя убил, это другие тебя убили».
У хантов, селькупов и эвенков охота на медведя была частью национального медвежьего праздника. Этот ритуал с древности и до XX века проводили коренные народы Сибири, в том числе и жители Томской области.
Медведя считали прародителем и тотемом, сыном верховного бога Торума. По верованиям, если медведь встает на задние лапы и открывает брюхо, то он сам сдается на милость охотника. Так в него перерождается кто-то из уже умерших родственников, который хочет отправиться на праздник — в гости к своим. Именно поэтому охотники верили, что не убивают медведя, а исполняют своеобразную просьбу умершего. Смерть ему не страшна, потому что он снова переродится.
Убитого медведя с большими почестями привозили в деревню, варили мясо в больших котлах, а снятую шкуру с головой и лапами клали на специальный помост. Голову животного украшали бусами. Перед медведем ставили специальное угощение из ягод и лепешек в берестяной коробке. Охотник сидел в стороне и говорил: «Это не я тебя убил, это другие тебя убили».