Литую подвеску нашли в 2011 году на Тимирязевском поселении IV. Исследователи относят изделие к периоду раннего средневековья — VI–IX векам нашей эры.
Коренные народы Западной Сибири и Урала не владели письменностью. Поэтому все, что ученые знают об их мифологии, основано на археологических находках, этнографических материалах и фольклоре хантов, селькупов, манси и коми-пермяков.
Подобные подвески были ритуальными предметами. Их могли носить люди, наделенные властью или сакральными знаниями. Кроме того, во время обрядов подвески могли прикреплять к различным предметам или поверхностям.
Литая подвеска выполнена в виде бронзовой хищной птицы — предположительно орла. Он изображен в фас, на его груди располагается человеческая личина (лицо), а под ней завитками переданы когтистые лапы, прижатые к животу. Крылья птицы широко распахнуты, они состоят из восьми ажурных перьев. Хвост выполнен в виде трех перьев — внизу они соединены между собой перемычкой. Их украшает орнамент в виде канта. На хвосте птицы изображен медведь «в жертвенной позе». На крыльях мастер сделал отверстия для подвешивания.
Изображение человеческой личины на груди птицы часто встречается на подвесках периода раннего средневековья. Возможно, она символизировала небесный дух, который уносит душу в иной мир.
Медведь «в жертвенной позе» также изображен не случайно. Многие народы Сибири отмечали медвежий праздник, во время которого охотники украшали голову убитого медведя и оставляли перед распростертой шкурой угощение. Это была и просьба о прощении за убийство, и знак высшего почитания.
Все изображения на культовой подвеске выполнены в урало-сибирском зверином стиле. В произведениях этого стиля преобладают изображения животных, птиц и людей-животных. Популярным сюжетом были птицы с человеческим лицом на груди, звери в профиль и птицы, плывущие по воде. Существовали и сложные трехъярусные композиции с центральными человекоподобными персонажами.
Коренные народы Западной Сибири и Урала не владели письменностью. Поэтому все, что ученые знают об их мифологии, основано на археологических находках, этнографических материалах и фольклоре хантов, селькупов, манси и коми-пермяков.
Подобные подвески были ритуальными предметами. Их могли носить люди, наделенные властью или сакральными знаниями. Кроме того, во время обрядов подвески могли прикреплять к различным предметам или поверхностям.
Литая подвеска выполнена в виде бронзовой хищной птицы — предположительно орла. Он изображен в фас, на его груди располагается человеческая личина (лицо), а под ней завитками переданы когтистые лапы, прижатые к животу. Крылья птицы широко распахнуты, они состоят из восьми ажурных перьев. Хвост выполнен в виде трех перьев — внизу они соединены между собой перемычкой. Их украшает орнамент в виде канта. На хвосте птицы изображен медведь «в жертвенной позе». На крыльях мастер сделал отверстия для подвешивания.
Изображение человеческой личины на груди птицы часто встречается на подвесках периода раннего средневековья. Возможно, она символизировала небесный дух, который уносит душу в иной мир.
Медведь «в жертвенной позе» также изображен не случайно. Многие народы Сибири отмечали медвежий праздник, во время которого охотники украшали голову убитого медведя и оставляли перед распростертой шкурой угощение. Это была и просьба о прощении за убийство, и знак высшего почитания.
Все изображения на культовой подвеске выполнены в урало-сибирском зверином стиле. В произведениях этого стиля преобладают изображения животных, птиц и людей-животных. Популярным сюжетом были птицы с человеческим лицом на груди, звери в профиль и птицы, плывущие по воде. Существовали и сложные трехъярусные композиции с центральными человекоподобными персонажами.